Вторник, 2017-10-24, 07:35:53
Краевое государственное бюджетное учреждение
Дом работников просвещения
660049, г. Красноярск, ул. Кирова, 24

Новости Анонс Фотогалерея Видеогалерея Гостевая книга Контакты
Вы вошли как "Гость" Читайте о нас: 
 









 


 




Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого". Номинация "Учительские уроки". Проза

Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого".

Номинация "Учительские уроки"
Проза

1 место

Ольшевская Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы АОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» город Енисейск

«Если знаешь, куда плыть, любой ветер станет попутным…»

Когда закончит свой бег день и во тьме забрезжит свет настольной лампы, когда в тишине слышится лишь мерное тиканье часов, и ночь всё ближе прижимается к оконному стеклу, остаешься один на один со своими мыслями, вечными неразрешенными вопросами… Кто я? Каковы мои ценности? Куда плыть дальше?

Терпеть, обидеть, ненавидеть… Эти слова мы многократно повторяем на уроках русского языка, изучая спряжение глаголов, а для меня, на какой бы урок я не шла, рефреном звучать другие слова: любить, принимать, понимать, доверять, помогать, радоваться.

Любить… Кто-то из мудрейших сказал: «…мы можем воспитать в себе человечишку либо Человека с большой буквы. А для большой буквы нужна большая любовь». Как верно и правдиво сказано, ведь настоящая педагогика, несомненно, начинается с любви, любви к ребенку, своему делу. Если ты любишь дело, которым занимаешься, ты не навредишь тому, чья детская душа тянется ко всему живому, непосредственному. А что может быть интереснее человеческого общения? Ведь нет книги, которая была бы интереснее человека, состоявшегося личностно и профессионально! Беда, если словесник, любящий своё дело, подобно учителю точных наук, ведет затяжную зачётно-контрольную работу за прочное и глубокое знание страниц, глав, томов. Поверьте, я видела таких «сеятелей разумного, доброго, вечного и не хочу, да и не могу быть таким «сеятелем». Другое дело, если учитель не ограничивается в своих творческих поисках обретенными раз и навсегда знаниями, только собственными переживаниями и духовным запасом. Он вбирает жизнь во всем её многообразии: сложности и безграничности. Здесь пригодиться может всё: потрясение от фильма, захватывающая душу музыка, открытие для себя поэта, художника, или радуга, раскинувшаяся в небе после дождя. И если твои дети могут ощущать бездонность неба, крик ночной птицы, если строчки Есенина заставили их задуматься, значит, очередной день прошел не зря, значит, ты знаешь, куда плыть…

Понимать… Во взаимоотношениях с детьми это, пожалуй, один из главных принципов. Вспоминается эпизод из фильма «Доживем до понедельника», когда один из героев написал: «Счастье – это когда тебя понимают».

Принимать… Принимать детей такими, какие они есть: веселых и грустных, отличников и двоечников, быть терпимей к ошибкам, воспринимать лучшее, что есть в детях, помогать им самим это лучшее в себе увидеть.

Сострадать… Согласитесь, без искренней отзывчивости и сострадания не найдешь путь к сердцу ребенка.

Помогать… Помочь ребенку пережить его детское горе, помочь ему самому искать ответ, искать, может быть, долго, мучительно, всю жизнь…

Радоваться… Радость… Она дается не каждому. Она идет не из пустой души, а от духовной глубины и сердечности. Радоваться успехам, ведь успех ребенка становится и твоим успехом, его радость – твоей радостью. Радоваться каждому дню, каким бы он ни был: ясным или пасмурным, дождливым или туманным.

Так глаголы помогли ответить мне на мои вопросы: «Кто я? Каковы мои ценности? Куда плыть дальше?»

А я жду, что появятся еще и другие глаголы, новые вопросы, а если они появятся, значит, стоит идти дальше, читать стихи и плакать, слышать шелест листвы и наблюдать за радугой, будем любить, сострадать, радоваться, понимать…

И пусть это тихое, подчас незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы, ведь « если знаешь, куда плыть, любой ветер станет попутным…»

 

2 место

Корнюхина Светлана Михайловна
ветеран педагогического труда, город Минусинск

«Мастер и маргаритки»
Эссе-воспоминание (к юбилею Леонида Филатова)

«Как назвать человека, совмещающего в одном лице актёра, поэта, драматурга, режиссёра, телеведущего? А ещё и автора талантливых пародий, блистательных сказок в стихах, современной жёсткой прозы? Да и собственная жизнь Леонида Филатова напоминает сказку - притчу о стойком оловянном солдатике, чьим единственным оружием является ОБНАЖЕННАЯ СОВЕСТЬ»…

 (Из аннотации к книге Л. Филатова «И год как день»)

Эта книга вышла в 2000-м году. И при случайном (или не случайном) совпадении в этом же году в небольшом сибирском городке Минусинске, в средней школе № 9 была организована детская театральная студия «Тридевятое царство». После предварительных занятий по художественному чтению и актёрскому мастерству, нескольких сценок и миниатюр, поставленных и сыгранных для школьной публики, сели как-то вечером художественный руководитель (ваш покорный слуга) и режиссёр (замечательный специалист В. Слепцова), да призадумались. Не пора ли предложить детям поработать над большим спектаклем? Над каким? Вариантов было много, а идея одна, но «пузатая»: оригинально, смешно, поучительно и ново. То есть, чтобы ещё никто и никогда не играл (из детских театров). Вот и выходит, что по всем параметрам нашим дебютом просто обязана быть сказка Леонида Филатова «Про Федота-стрельца». Сомнений не было: наш театральный миллениум мы отметим знаковой театральной постановкой, в которой сам автор даёт высший мастер-класс литературного творчества, актёрства и… мудрости жизни.

Что тут началось! С каким-то бесовским вдохновением репетировали, шили и подбирали костюмы (спасибо городскому драмтеатру за помощь!), изготавливали декорации, подбирали музыку и танцевальные номера. Мы даже выдержали необходимое условие. Школа в то время работала по программам экологической направленности, и пришлось в тексте некоторые эпизоды (да простит нас мэтр!) видоизменить. Но мы старались это сделать корректно, без ущерба произведению. Например, когда царь ведёт беседу с «аглицким» послом, кроме прочих, задаёт и такой вопрос:

Вызывает антирес
Ваш технический прогресс.
Строит Англия заводы
С экологией иль без?

А когда тот выплёвывает жвачку прямо на пол, царь укоризненно замечает:

Расплевались тут, гляжу…
Аль с рассола? С куражу?
Подыми! А то «Гринпису»
Про тебя все доложу!

Или. Выяснив намерения немецкого посла, царь замечает:

Что ж, понятен интерес:
Дай ему пеньку да лес.
Не дадим губить природу
Экологии вразрез!

Премьера состоялась на городском фестивале «Театральная юность Минусинска». Первое место! Прямой путь на краевой фестиваль «Экология и дети. XXI век»! Кто-то из зрителей преподнёс юным артистам огромный букет маргариток. Скромные цветы напоминали маленькие удивлённые звёздочки и были похожи на самих, только что родившихся на сцене звёздочек-артистов, чьи глаза сияли удивлением и радостью…

Возбуждённые первым большим успехом, взялись за новый спектакль. Долго спорили, обсуждая дальнейший репертуар на общем сборе. Дети были против расставания с полюбившимися героями Филатова. Да и уникальный «Филатовский» язык прочно вошёл в кровь и плоть каждого, незаметно сделав мудрую иронию собственной линией жизни. Удивительно, но факт! «Улыбка Филатова» стала мерилом человеческого достоинства.

И мы решились на продолжение: сами написали вторую часть «Про Федота»… Это было немыслимо дерзко! Попросив ещё раз прощение у великого Мастера, уже в следующем году представили на суд зрителей второго «Федота». Очень боялись, что нам не простят такого кощунства. Дети играли «на разрыв». А мы с беспокойством следили из-за кулис за реакцией жюри. Но их добрые улыбки, одобрительные кивки, особенно в эпизодах на местную тему, окончательно привели нас в чувство. Аплодисменты прозвучали даже там, где мы не ждали – на обвинительной речи Федота (по сценарию – егерь в местном заповеднике).

Федот:

Я прослышал, генерал
Сам законы нарушал,
Елки он рубил втихую
И на рынке продавал.
Ты, вашбродь, хоть покрасней,
Ты ж пятно Рассеи всей:
Для Яги построил виллу,
Кабанов извёл, лосей.
А на речке кто слажал –
Браконьерский флот держал?
Рыбу выловил вчистую,
Все экологи визжат.

Вот так в 2003 году мы снова стали первыми! Спасибо Мастеру!

И вдруг однажды, когда все дети разошлись после очередного занятия, прозвучала эта страшная весть: умер Леонид Филатов. Мы, передавая известие друг другу по цепочке, снова собрались вместе и зажгли свечи. Рядом поставили букет засушенных маргариток, лепестки которых чуть поникли, словно застыли в печали. И весь вечер читали замечательные Филатовские стихи.

О, не лети так, жизнь!
Я от ветров рябой,
Позволь мне этот мир
Как следует запомнить.
А если повезёт,
То даже и заполнить
Хоть чьи-нибудь глаза
Хоть сколь-нибудь собой!..

Он даже и не подозревал, что где-то в российской глубинке открыл взрослым и детям совершенно другой пласт литературы – философской, мудрой, ироничной - и заполнил Собой не только глаза, но и сердца, память до остатка уже наших дней.

Потом были новые спектакли, новые удачи. И вот главная победа – в Москве. На Международном фестивале «Зелёная планета», где собрались детские коллективы из сорока областей и одиннадцати стран, наш спектакль по мотивам сказки Метерлинка «За синей птицей» был признан одним из лучших. Сам председатель жюри, художественный руководитель театра имени Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев искренне поздравлял и жал руки каждому. Это ли не минута славы? Но звёздной болезни по этому поводу не случилось. Я точно знаю, что, купаясь в роскоши столичных цветов, ребята в глубине души помнили скромные маргаритки первого зрительского признания. И понимали, что нашими успехами всё это время управляла путеводная звезда по имени «Мастер Филатов».

 

3 место

Скогорева Надежда Никитична
учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 64» город Красноярск

«Не выгореть душою»

Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.

Э. Золя.

Я пришла работать в школу в то время, которое принято считать концом брежневской эпохи. Затем последовали доперестроечный, перестроечный периоды, когда страна пыталась найти свой путь, самоопределиться, решить для себя, от чего стоит отказаться на этом пути, а что самое ценное, жизненно важное взять с собой в будущую новую Россию. Это были серьезные вызовы, в условиях которых жила, в том числе, и школа с её устоявшимися традициями, идеями, системой отношений. В условиях потери национальной идеи сложно приходилось и учителям, и ученикам. Тем не менее, именно в эпоху перестройки стало понятно, что кризис идей касается не только политической жизни страны, но и школы, образования.

Еще в середине 70-х годов проблемы, связанные с развитием образования, стали одними из важных в стране. И это не могло не отразиться в произведениях литературы. Вспомним хотя бы повесть В. Тендрякова «Ночь после выпуска». Главная героиня повести Юлечка Студенцева, отличница, медалистка, поразила всех своим выступлением на выпускном вечере в школе. «Не знаю, куда идти», – вот примерный смысл её выступления. А разве не это – самоопределение школьника в процессе обучения, формирование таких личностных умений, которые помогут ученику в дальнейшем найти себя в жизни, – одна из главных стратегических задач ФГОС ОО, в условиях внедрения которых мы все находимся?

Как видим, изменения, переживаемые школой сегодня, – это закономерный, логический этап долгих поисков, который вели общественность страны и педагоги-новаторы, ученые и психологи. И я понимаю, что без того огромного багажа достижений в области педагогики, которым мы, учителя, владели и владеем, не случилось бы и открытий новой страницы в жизни школы.

Всё новое прорастает не вдруг: каждое семечко, брошенное в землю, – порождение того, что выполнило своё жизненное предназначение – оставить что-то после себя для продолжения себя самого. Разве не так происходит и в образовании?

Я учитель русского языка и литературы, и мне бесконечно дорог опыт тех талантливых педагогов, которые прославили образование России. Ильин Е.Н., Шаталов В.Ф. – имена этих педагогов и сейчас на слуху у молодых учителей. Одно из важнейших требований к школе сегодня – формирование смыслового чтения. Именно этим и занимался на своих уроках Ильин: его усилия были направлены на формирование в ученике грамотного, думающего читателя, способного к сочувствию, сопереживанию, к самооценке.

Опыт учителя математики Шаталова по переводу информации из текстового формата в схемы, знаковые модели, алгоритмы мне близок и понятен. Сама я, ещё обучаясь в институте, пытаясь осмыслить информацию, как-то структурировать её, старалась уложить научные тексты в стройные и понятные любому, даже самому слабому студенту, схемы (надо же было выручать однокурсниц на экзаменах). Помню, на устном вступительном экзамене по русскому языку я не смогла в полной мере объяснить для себя и экзаменаторов, чем же отличается отглагольное прилагательное от причастия. Теперь, помня свой конфуз, я всегда стараюсь предупредить своих учеников: с данной темой надо на «Вы», там столько кроется подводных камней и порожков!

Недавно перелистывала книгу замечательного педагога Фогельсона «Литература учит». И вдруг поняла: именно с этих слов, которыми предваряется книга, и нужно начинать разговор в 5-х классах. «Начинаем учиться читать» - главная мысль вступления книги. Только книга Фогельсона адресована старшеклассникам – ученикам 9-х, 10-х классов! Но чему же тогда целых 4 года заниматься учителю средней школы с детьми? Как соотнести это с незыблемой формулой: при переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения?

Несколько лет назад я, трусиха, боящаяся скоростей, сдала экзамен на водительские права. Причем сдала с первого раза. Иначе и быть не могло: мои ученики знали, что в этот день у меня испытания. Надо держать марку! Зачем мне это было надо? А как же иначе – именно на личном примере можно убедить окружающих, что нет в мире знаний ничего  невозможного, надо только поверить в себя и приложить максимум усилий. И тот опыт, который я получила в автошколе, натолкнул меня на одну важную мысль. Чтобы перестроиться с одной полосы движения на другую, надо сначала посмотреть в зеркала, то есть посмотреть назад. Разве не так происходит в образовании, вообще в жизни? Чтобы постигать новое, двигаться вперед, надо сначала оглянуться, оценить обстановку, а затем только продолжать путь.

Великий Тургенев, создавая образ Базарова, изначально с иронией относился к своему герою-нигилисту, который считал: чтобы построить новое, надо место расчистить. Не думаю, что и нам, педагогам,  стоит следовать в своей практике примеру тургеневского героя. Особенно это касается нас, учителей русского языка и литературы. Как можно отказаться от вечно живых образов Чацкого и Онегина? Как можно не попытаться обнаружить в себе Обломова и не постараться изжить его из себя, при этом понимая, что в герое Гончарова есть замечательные качества, которые не могут не вызывать к нему уважения?

В любом художественном произведении кроется столько смыслов! В каждом возрасте, перечитывая заново Грибоедова или Пушкина, Достоевского или Толстого,  по-новому воспринимаешь то или иное событие,    того или иного героя. Открытия, открытия, открытия…  И я желаю нам всем почаще оглядываться назад и брать в прошлом то лучшее, что поможет нам быть Учителем, поможет не выгореть душою, подскажет верные ответы на многие жизненные вопросы. Как говорил Ф.М.Достоевский, «учитесь и читайте, читайте книги серьезные, жизнь сделает остальное».

 

Copyright КГБУ Дом работников просвещения© 2017

»Календарь новостей
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
»Форма входа
Логин:
Пароль:
»Друзья сайта
»Подписка на новости

E-mail *:

Введите цифры *:




»Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1290