Вторник, 2017-12-12, 04:09:02
Краевое государственное бюджетное учреждение
Дом работников просвещения
660049, г. Красноярск, ул. Кирова, 24

Новости Анонс Фотогалерея Видеогалерея Гостевая книга Контакты
Вы вошли как "Гость" Читайте о нас: 
 











 


 




Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого". Номинация "Учительские уроки". Проза

Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого".

Номинация "Учительские уроки"
Проза

1 место

Георгий Михайлович Колотило
учитель немецкого языка МБОУ СОШ № 9, город Лесосибирск

Моя педагогическая философия
эссе

      Учителю во время урока иногда доводится испытывать счастливые минуты ощущения полета. Ты чувствуешь себя свобод-но парящей птицей. У тебя получается буквально все! Есть логика и стройность урока, вдохновение и импровизация. Ты с легкостью отвечаешь на каверзные вопросы учеников. Твои шутки все время к месту! Это состояние охватывает и ребят, у них горят глаза. Они вместе с тобой в полете… Что? Уже звонок? Как жаль…
     Как к этому прийти? Однозначного ответа на данный вопрос, по-видимому, нет. Путь к такой свободе не прост и, чаще всего, довольно долог.
     Не хочется, чтобы это звучало высокопарно, но многие положения моей педагогической философии вытекают из ответа на один из главных вопросов общей философии: вопроса о жизни и смерти. Я понимаю это так. Для чего человек родился? Вот те на! – Чтобы жить! Жить, однако, можно по-разному. Можно в довольствии и сытости, оставив после себя только прочерк между годами рождения и смерти. Мы знаем, однако, людей, которые прожили не столь долго физически, но до сих пор остаются в доброй памяти людей потому, что отдали им всё, то хорошее, что создали.
     С этой точки зрения, главная миссия учителя – отдавать. Не жертвовать – нет. Это слово здесь не подойдет. Учитель должен передать детям все то, что имеет: знания, умения, тепло и доброту своей души – с удовольствием, не дожидаясь похвалы.
     Какие же краеугольные камни должны быть положены в ос-нову деятельности учителя, чтобы у него когда-нибудь обязатель-но все получилось?
     В первую очередь – то самое главное, без чего не может быть ни хорошего инженера, ни строителя, ни педагога… Это большое желание работать! Не пойдут дети за учителем, который выполняет свои обязанности лишь «от» и «до». Они моментально почувствуют зазор между словом и делом «творца человеческих душ», который бежит домой после звонка с последнего урока впереди учеников.
     Для того, чтобы постоянно отдавать, надо многое иметь и уметь. А чтобы не иссякнуть, нужно постоянно совершенствовать себя. Без глубокого знания своего предмета ощущение полета на уроке вряд ли появится. Для учителя, безупречно владеющего фактическим материалом, обладающего педагогическим опытом, при изложении некоторых тем все настолько подчинено целесообразности и логике, что у него не прозвучит ни одного лишнего слова, а действия его отточены и просты.
     И все же только отличное знание содержания предмета и методики преподавания всех проблем в педагогике не решает. Учить без любви к своему делу – это все равно, что, обладая хорошим голосом, петь без души.
     В петербургской гимназии Карла Мая был девиз: «Сперва любить, потом учить». Лучше не скажешь! Однако эти слова о любви уместнее применить к тому, чем ты занимаешься в школе, не имея в виду слепую любовь к детям. Любить всех учеников, тем более одинаково, невозможно. Правильнее вести речь скорее о доброте учителя. Именно она побуждает хорошего педагога думать даже в конфликтных ситуациях о решении вопросов в пользу ребенка, а не о своих амбициях. Дети чувствуют искреннюю доброту учителя, и она постепенно завоевывает их сердца. Но это не ис-ключает и разумной строгости в конкретных ситуациях. Заласкивание, равно как и панибратство, а уж тем более заискивание – не самые лучшие средства воспитания.
     Кроме всего прочего, учитель должен быть настойчивым и терпеливым. Мгновенно стать профессионалом невозможно. Необходимо пережить горечь неудач и ошибок, которые просто неизбежны на первых порах при работе с «живым материалом». На приобретение опыта уходят годы, за это время возможны и слезы, и минуты отчаяния.
     Очень важно при этом верить в то, что у тебя рано или поздно дело пойдет на лад, и здесь просто необходима поддержка тех, кто работает рядом с тобой в коллективе. К счастью, на моем пути такие люди были.
     В последнее время продвигается мысль о том, что учителю нужно как можно меньше заниматься трансляцией знаний, а учить детей добывать эти знания самим, больше времени посвящая развитию их мышления. Придумано привлекательное образное сравнение о том, что ученику не следует отдавать уже пойманную рыбу. Полезнее будет, если ему вручить удочку, и пусть он ловит рыбу сам. В принципе с этим можно согласиться, но в чем-то и поспорить. Теоретики, похоже, рассчитывают на идеальный вариант, когда все ученики готовы схватить эти волшебные удочки и помчаться добывать знания. Однако, во-первых, реальное положение дел в школе не столь уж радужное. А во-вторых, нельзя слепо брать все предложенное новое и активно продвигать его. Надо понимать: специфика некоторых предметов такова, что применить эту технологию полностью на практике просто невозможно. Иногда нет более правильного пути, чем просто взять и заставить ребенка выучить материал.
     Педагогическое сообщество богато педагогами-новаторами. Но с течением времени их идеи в ряду других займут ровно столько места, сколько «по своему весу» и должны занимать. Все учителя разные, они просто не могут и не должны работать по стандарту. Большего добьется учитель-творец. Он в своих делах и режиссер, и постановщик, и актер… На занятии бывает вполне уместна и импровизация, внезапное озарение иногда дает более ощутимый эффект, чем строго запрограммированный «ход урока».
     Учителю должно быть дело до всего, что происходит в школе. Он просто обязан контактировать с учениками не только учебных ситуациях. Тогда в результате неформального эмоционально-психологического взаимодействия появляются отношения совершенно особого плана, которые помогают «открытию» друг друга. Каждый из ребят чем-то богат и интересен, это нужно только обнаружить. И тогда дети воспринимаются нами совсем иначе и начинают расти в наших глазах. А это, в свою очередь, приводит к более плодотворному взаимодействию с ними на уроках. В известной песне поется: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
     Достаточно сложно человеку, у которого за плечами солидный жизненный багаж, идти в ногу со временем и не отстать от молодежи, преодолеть консерватизм, который объективно становится свойством пожилого человека. И здесь не нужно бояться попасть впросак, вовсе не зазорно попросить помощи у человека, который моложе тебя. Обучающимся, кстати, очень нравится, когда к ним обращаются взрослые и просят что-то «растолковать». Это очень важно для самоутверждения ребят, а педагог, благодаря детям, продвигается вперед в освоении нового.
     Ведущим принципом в воспитании считаю: «Начни с себя!» Если ученики не дали как следует провести урок или совместное дело, то, немного остыв, я начинаю анализировать произошедшее. Так хочется обвинить в неудаче кого-то другого! Реакция естественная: это же самый легкий и надежный вариант. Но я вдруг припоминаю, что в том же самом классе у другого учителя подобных проблем не возникало. Значит, дело-то не только в детях. Причину надо искать в первую очередь в себе!
     Иногда наши пробелы в воспитании возникают из-за того, что мы нарушаем алгоритм педагогических действий «выясни – спланируй – сделай». Однажды я его услышал, понял и принял. Бывает, что взрослый накричит на ребенка, не разобравшись в ситуации и не продумав, как ее разрешить. А когда выясняется, что ученик не виноват, а стекло на самом деле от ветра разбилось, дело уже сделано.
     Недавно мне открылась еще одна замечательная мысль, как бы ни казалась она на первый взгляд парадоксальной: «Уступить должен сильный». Для педагогики это совершенно справедливо. Учителю необходимо пойти на разговор первым, даже если ученик был явно не прав, а дело дошло до слез и неприятностей. Обида захлестнет ребенка, он спрячет свою боль внутрь, начнет расти злоба. Конфликт кажется неразрешимым. Учитель не идет навстречу, потому что прав, а ученик – потому что слаб. Но опытный педагог не посчитает попытку пойти на сближение своим поражением как раз потому, что он взрослее, мудрее и в этом отношении сильнее. Нельзя конфликт загонять в угол. А уж если не прав учитель (кто сказал, что он должен быть идеален, как истина?), то он просто обязан, преодолев самолюбие и неловкость, извиниться перед учеником.
     По-настоящему хороший воспитатель должен являться примером и для детей, и для коллег, и для родителей даже в мелочах, понимая, что мелочей в педагогической работе нет. В то же время учитель тоже человек, и в его жизни бывает всякое. А ему, несмотря ни на что, нужно продолжать «сеять разумное, доброе, вечное» и следовать словам из песни: «Все равно у школьного порога оставляй все горести свои!»
     Чтобы «звездочки», которые так старательно и терпеливо зажигает педагог, не погасли, необходимо, чтобы в душе его неустанно горел огонь. И тогда эти звездочки долго-долго будут весело и благодарно подмигивать Учителю с небосклона…

 

2 место

Наталья Викторовна Рукосуева
учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 34», город Красноярск

Я – учитель: профессия или призвание
эссе

Возьми меня за руку и проведи через эту ночь,
чтобы я не чувствовал, что я один.
(Рэй Бредбери)

     За окном уже несколько часов не сияло солнце, но что-то доброе и приятное продолжало жить в уютной квартирке маленького провинциального сибирского городка, расположенного на берегу реки Кан. Маленькая девочка Наташа лет пяти от роду подошла к маме и спросила: «Мамочка, а я правильно буквы нарисовала?» Уставшая женщина с непередаваемо добрыми глазами подняла голову на ребенка, взяла в руки листок, на котором было написано: АМАМ ЯАМАС ЯАШЧУЛ АН ЕТЕВС, ласково ответила девочке: «Да, моя дорогая, ты умничка, только писать нужно слева направо. У тебя все обязательно получится. А теперь убирай за собой и отправляйся в кровать, а завтра я приду с работы и мы вместе с тобой потренируемся правильно писать». Женщина обняла девочку, нежно ее поцеловала и снова продолжила работать…проверять тетради. Маленькая Наташа нехотя поплелась в свою комнату, улеглась под одеяло и, пока не уснула, думала о том, как ей хочется, чтобы мама никогда не работала, а все время проводила только с ней и братом. На следующий день женщина после работы забрала Наташу из садика, приготовила ужин, встретила мужа с работы, проверила домашнее задание у старшего сына и, конечно же, исполнила свое обещание – объяснила маленькой девочке, что фраза, написанная ребенком накануне, должна выглядеть так: МАМА – ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ! В тот вечер счастливее ребенка во всей необъятной Вселенной сложно себе даже представить, ведь частично сбылась мечта – любимая мамочка провела остаток вечера с ней, с дочкой. Но Наташа даже не подозревала, что мама, уложив ее спать, поцеловав сына перед сном и пообщавшись с мужем, снова села за тетрадки.
     Вероятно, у вас возникает вопрос: «Как соотносится с темой эссе приведенная история?» Дело в том, что эта маленькая девочка Наташа – это я. Конечно, тогда, в далеком 1992 году, я даже и подумать не могла, что когда-то пойду по стопам матери, что я тоже стану учителем. Но с годами начинаешь понимать, что не ты выбираешь профессию, а профессия выбирает тебя. Сейчас я горжусь тем, что не выбрала другую профессию, что стала именно Учителем. И, должна признаться, что не могу ответить на вопрос о том, профессия ли это вообще или призвание, поскольку я несколько иначе воспринимаю само понятие Учитель.
     Я не случайно начала свое эссе со слов Рэя Бредбери: «Возьми меня за руку и проведи через эту ночь, чтобы я не чувствовал, что я один». Дело в том, что я воспринимаю свою профессию как служение. Служение детям и людям в частности. Ведь мы, учителя, берем наших учеников за руку, образно говоря, и проводим их сквозь ту тьму незнания и непонимания, в которой им страшно в одиночестве. Мы служим им проводниками в тот мир, в котором благодаря нам они узнают новое, от алфавита до логарифмов, и не боятся неизвестного, поскольку рядом с ними всегда мы. У каждого предмета и явления есть свое предназначение: карандаш нужен для того, чтобы мы делали какие-то записи; линейка помогает нам проводить ровные линии. Так и у любого человека есть свое назначение. Я считаю, что учительский труд состоит именно в служении. Но как только учитель начинает относиться к своему учительскому служению как к средству получения материальных благ, тогда и заканчивается все доброе, чего ждут от нас ученики.
     Александр Асмолов – российский ученый, психолог, академик РАО, директор Федерального института развития образования- в одном из интервью сказал, что ключевая установка в образовании – поддержать разнообразие детства, а не превратить детей в солдат Урфина Джюса. Я целиком и полностью разделяю точку зрения психолога, поскольку согласна с тем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. В частности, каждый учитель должен быть готов к ребенку. Но не только к тому среднестатистическому мальчику, который в 3-4 года уже знает алфавит, но и к тому малышу, которому тяжело дается счет, чтение, письмо. Ведь что такое школа сама по себе? Это один из мощных нерушимых институтов приобщения человека к культуре человечества. И здесь главенствующая роль у учителя, который помогает каждому ребенку обрести свое «Я». И именно учителя должны выступать в роли тех служителей, которые мотивируют ребенка на то, чтобы он учился учиться. Асмолов выдвигает теорию о том, что вещи, связанные со знаниями, умениями и навыками – второстепенный момент в процессе обучения. Именно школа должна давать картину мира. «И сегодняшняя школа должна быть школой неопределенности, школой обучения поведению в сложных ситуациях, школой, учитывающей разнообразие», - утверждает ученый. Отсюда же напрашивается вопрос, каким должен быть современный учитель в рамках современных требований? Помимо того, что я уже писала об учительском служении, каждый учитель должен быть предан своему делу и ученикам. Это интеллигентный и оптимистичный человек, безусловно, с чувством юмора, сочетающий в себе честность и терпеливость. И самые важные качества в учителе, на мой взгляд, - разносторонность, эрудированность и образованность.
     Рассуждая об учителях, невольно вспоминаю рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» и его главную героиню Лидию Михайловну. Изучая этот рассказ из года в год , но каждый раз с новыми учениками, я все больше утверждаюсь в том, что именно такими, как Лидия Михайловна, должны быть наши современные учителя. Лидия Михайловна помогала мальчику Вальке, чем могла: присылала посылки, старалась поддаваться в игре на деньги, разговаривала с ребенком о его семье. И она не побоялась реакции директора на свой не совсем педагогический поступок, когда в пылу спора мальчик и учительница не заметили, как вошел директор, услышавший громкие голоса, а сама призналась в том, что играет с учеником на деньги. Но даже несмотря на то, что ей, конечно же, пришлось уехать после этого случая к себе на Кубань, Лидия Михайловна прислала Вальке еще одну посылку, в которой «аккуратными, плотными рядами… лежали трубочки макарон», а под ними – три красных яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Почему-то именно заключение рассказа вызывает у моих учеников массу приятных эмоций при чтении на уроках.  В такие моменты, когда у ребят невольно катятся слезы от качественной литературы, я понимаю, что  нахожусь на своем месте, что я делаю то, что делает людей лучше. А когда ребята узнают, что Лидия Михайловна -  это реально существовавшая женщина, которая настолько сильно запала в душу писателю, что он посветил ей столь замечательный рассказ, они пребывают в неописуемом восхищении. Поэтому, конечно, хочется, чтобы у нас в образовании становилось как можно меньше равнодушных людей, чтобы мы не закрывали глаза на те проблемы, которые есть в сфере нашей деятельности, а сообща искали решения этих проблем.
     К одной из наиболее значительных проблем в учительском деле я, несомненно, отношу отсутствие желания и интереса у детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Но как же объяснить ребенку, что мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов? Как замотивировать? Я считаю, что с этой проблемой сталкиваются не только молодые педагоги, как я, но и стажисты. Психологи советуют выявить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Таким образом, получается, что для того чтобы замотивировать ребенка на учебный процесс, в первую очередь необходимо выстроить линию взаимодействия «учитель-родитель». В некоторых школах Красноярска проводятся «Родительские университеты», на которых родителям помогают квалифицированные психологи и педагоги увидеть некоторые ошибки в воспитании детей. Я считаю, что практику «Родительских университетов» нужно вводить в более масштабных форматах. Возможно, устраивать городские, даже краевые форумы, где родители и педагоги смогут поделиться своими знаниями и наработками в плане поддержания в ребенке мотивации к учебе. Также очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля, ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. Но если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Психологи предлагают в этом случае поиграть вместе с ребенком в игры, где он педагог и сам проверяет задание своего ученика. В школах 5 октября ежегодно проводится День самоуправления, когда учителя меняются местами с учениками, но, как правило, роль учителей на себя примеряют старшеклассники, а мотивировать детей нужно начинать с раннего возраста. Поэтому могу предположить, что было бы вполне допустимо на классных часах устраивать Час самоуправления в качестве одного из способов мотивации к учебе. Ведь именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые начинают ярко проявляться в подростковом возрасте. И именно от этих качеств, я считаю, зависит мотивация достижения успехов у любого человека. Но и мы, учителя, и родители должны помнить, что каждый ребенок – это личность, которая до определенного момента жизни зависит от нас и нуждается в нашей поддержке и в нашем признании.
     Другой острой проблемой образования для меня является то, о чем я писала чуть ранее в своем эссе, - готовность учителей к ребенку. Но в мире неопределенности, сложности и разнообразия ключевой компетентностью учителей должно являться умение обновлять свои компетентности. То есть и учителя должны быть готовы к принятию современных требований. Мы должны быть частью той школы, которая поддерживает в человеке человечность, которая помогает индивидуальности отстаивать себя. Исходя из того, что каждый ребенок уникален по своим способностям и возможностям, мы  должны учитывать эти особенности детей. А вообще я считаю, что каждый учитель должен ставить воспитательной целью в  своей деятельности – вырастить людей со свободным критическим мышлением. Мы не должны зажимать детей в рамки и говорить о том, что есть только единственно правильное мнение. У меня есть возможность на уроках литературы слышать различные мнения, касающиеся одного и того же литературного героя. Не так давно в 10 классе мы изучали произведение «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Меня как учителя не могло не порадовать, когда на одном из уроков разгорелся нешуточный спор между так называемыми сторонниками Базарова и сторонниками братьев Кирсановых. Мнений было много, и мнения были разные: кто-то жалел Базарова и презирал Павла Петровича, кто-то наоборот - высказывался в поддержку братьев Кирсановых и не разделял приверженность к нигилизму Базарова. Но не только на уроках литературы дети должны иметь возможность высказывать мнения. Во время нестабильной ситуации в мире вполне допустимо устраивать различного рода дискуссионные клубы с привлечением специалистов из различных областей, чтобы у детей была возможность не только высказаться самим, но и услышать экспертные мнения на те или иные события, происходящие в стране и за ее пределами.
     В заключение хотелось бы отметить, что слово «педагог» с греческого языка переводится как «детоводитель», то есть человек, который ведет детей по жизненному пути, помогая им стать самостоятельными личностями. И говоря в своем эссе о работе учителя как о служении, мне хотелось бы процитировать слова известного педагога Сергея Рачинского: «Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий».

 

3 место

Софья Александровна Дубровская

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 278», город Красноярск

Бывают же такие дни!

     Проснувшись утром, обнаруживаю, что, по неизвестной причине, дома нет электричества. Значит, сделать красивую прическу и погладить любимое платье не получится. А так хотелось себя приукрасить, ведь сегодня в нашей группе праздник для мам и бабушек.
     Платье надеваю нелюбимое, о прическе решаю подумать позже, и отправляюсь на работу. В довершение картины по дороге ломаю каблук. Бывают же такие дни, когда буквально все идет наперекосяк!
     Едва успеваю проветрить группу, как начинают подходить дети с родителями. Все несут красивые наряды на утренник. Между девочками сразу возникает спор, чье платье красивее. Заверяю девочек, что все они будут похожи на прекрасных принцесс, фей и королев красоты. Родителям отвечаю на текущие вопросы, поражающие, иногда, своей неожиданностью. А тут еще Дима, обычно веселый и активный, приходит в каком-то меланхоличном настроении. Папа, тоже обративший внимание на состояние Димы, говорит:

С утра встал такой! Вроде не болен, но ведет себя странно.
     После завтрака приступаем к изготовлению подарков для мам и бабушек. Мы с детьми заранее договорились, что будем дарить цветы из бумаги. Заранее приготовили красивые зеленые стебельки с листиками. Осталось только склеить венчики цветков. Неожиданно Настя решает:

Моя мама не любит цветы, а любит машины. Я буду делать машину.
     Через пятнадцать минут на Настином стебельке покачивается красная машинка. Да что же такое с Димой? Делает всё механически, без обычной эмоциональности и шуток. Может температуру ему измерить?
     Температура обнаруживается нормальная. Не зная, чтобы еще предпринять, говорю:

Я сегодня тебя не узнаю. Ты как будто не Дима!
А я не Дима.
     Вот оно! Теперь я знаю тот самый, правильный вопрос, который надо задать, чтоб всё, наконец, прояснилось:

А кто же ты сегодня?
Я – сломанный Валли!
     В считанные минуты организуем мастерскую, чиним Валли, и вот уже веселый Дима бегает и играет вместе с друзьями.
     После дневного сна детей, заплетается пару десятков косичек, завязывается бесчисленное количество бантов, галстуков, и заправляется множество рубашек, причем некоторые по несколько раз. После чего дети и родители, все в приподнятом настроении, отправляются в музыкальный зал.
     Праздник проходит замечательно. Мамы и бабушки растроганы подарками детей. И особенно мама Насти.
     Запоздало вспоминаю про несделанную прическу. Только думаю расстроиться по этому поводу, как детская ручка дергает за подол нелюбимого платья:

Ты хорошая и красивая, я тебя люблю. 
     После окончания рабочего дня иду домой, прихрамывая на одном каблуке и улыбаюсь. В окне квартиры тепло горит свет. Дома ждут родные с рассказами за ужином о том, как прошел день. И вместе с ними, я еще раз улыбнусь красной машине на стебельке и порадуюсь отремонтированному Валли.
     Бывают же такие дни!

Copyright КГБУ Дом работников просвещения© 2017

»Календарь новостей
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
»Форма входа
Логин:
Пароль:
»Друзья сайта
»Подписка на новости

E-mail *:

Введите цифры *:




»Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1309