КГБУ "ДРП" - Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого". Номинация "Учительские уроки". Проза 20
Понедельник, 2018-12-10, 05:52:29
Краевое государственное бюджетное учреждение
Дом работников просвещения
660049, г. Красноярск, ул. Кирова, 24

Новости Анонс Фотогалерея Видеогалерея Гостевая книга Контакты
Вы вошли как "Гость" Читайте о нас: 
 











 


 




Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого". Номинация "Учительские уроки". Проза 20

Победители конкурса "Всё, что сердцу дорого".

Номинация "Учительские уроки"
Проза

1 место

Лукьянова Надежда Владимировна

Перелистаем школьный альбом     

    Очень часто в моей памяти всплывает такая картина.

Светлая деревенская горница. Посреди горницы стоит  круглый стол, накрытый вязаной скатертью с кистями. Под столом в окружении игрушек сидит девочка. Она - учительница, а игрушки – ее ученики. Эта девочка – я. Сколько себя помню, игра в школу была моей любимой. Я непременно в роли учительницы.  И вопроса «Кем быть?» передо мной никогда не стояло. Я всегда мечтала стать учительницей. С раннего детства. И вот уже более 40 лет я  верна этой мечте.

По профессии я – учитель начальных классов. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Очень часто на уроках ребята называли меня мамой. А ведь это, по сути, верно. Учитель начальных классов действительно, как мама, и похвалит, и пожурит, и бантик завяжет, и нос вытрет…..

А что значит для меня, быть учителем? Это не только  возможность чему-то учить детей, но и   каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Мне нравится думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить.  Для меня быть учителем – это и значит жить.

Существует мнение, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Отчасти это верно. Ведь учитель большую свою часть своей активной жизни проводит в школе. Нелегок труд учителя: планы, тетрадки, бессонные ночи.  Но зато у него есть  возможность увидеть свое продолжение в учениках, в их успехах сегодняшних или будущих.

Но учитель – это тоже человек со своими радостями и бедами, со стремлением кому-то помочь, с кем-то поговорить по душам. И, естественно, чаще всего он общается с такими же, с маленькой сумасшедшинкой людьми, – учителями. Разговоры учителей в любой обстановке (даже за праздничным столом) всегда сводятся к школе и  ученикам. И я – не исключение: люблю поговорить о школьных делах или полистать старенький школьный альбом с  фотографиями  своих выпускников. Давайте же вместе перелистаем этот альбом.

Вот несколько фотографий, на которых мой первый выпуск. На них одни и те же ребята: сначала немного испуганные, маленькие. Потом – подросшие, более уверенные. Мы часто встречаемся с ними, вспоминаем те годы. Вот эта девочка с большими бантами сделала успешную карьеру в строительной компании,  и ее подпись стоит под очень важными документами международного значения.

А  вот этот мальчик, который  выглядит старше своих одноклассников,  с родителями бежал  из Нагорного Карабаха и в первый класс пришел,  не говоря на русском языке. Сейчас он воспитывает двоих сыновей, имеет свое дело, помогает  многочисленным родственникам. А ведь это я, в свое время, учила его отношениям с одноклассниками, взаимопониманию, милосердию и состраданию.

Светловолосый  вихрастый мальчик во втором ряду слева был тихоней,  не умел драться, а сейчас служит на флоте, имеет Государственные награды.

А вот та…. Да что говорить, все они состоялись в профессии, у многих благополучно сложилась личная жизнь.  Надеюсь, что все  то, чему я их научила, они передадут своим детям, а потом и внукам.

На этой страничке  фотография другого выпуска. В центре фотографии серьезная девочка со взглядом отличницы. Все у нее получалось в школе, да и сейчас свою жизнь она строит на «отлично»: муж, сын,  успешная карьера переводчицы с корейского языка. Многие компании доверяют ей перевод научной и технической документации.

А вот на этой фотографии девчонки сбились в кучку, что-то задорно обсуждают.  Все они  удачно вышли замуж и воспитывают кто одного, а кто и троих детей. Я всегда учила их уважать семейные ценности, уважительно относиться к старшим, не унижать окружающих.

Меняются времена,  общество людей от поколения к поколению развивается, прогресс не стоит на месте, а движет наше общество вперед. Сложно представить современное общество без компьютера и доступа к Интернету. И вот уже на смену фотоальбому пришел ноутбук, на котором хранится не одна сотня фотографий моих учеников.

Да и новый государственный стандарт диктует свои правила. Значит,  учитель должен идти в ногу со временем, осваивая новые технологии, новые методики и подходы к обучению детей.

На сегодняшний день важное место в учебном процессе занимает исследовательская деятельность. Уже почти десять лет я формирую у своих учеников исследовательские умения и навыки, помогаю провести исследование и грамотно его защитить. Мои ученики выполняют исследования в различных предметных областях, проводят опыты и эксперименты, встречаются с учеными и разными интересными людьми, что мы стараемся запечатлеть и сохранить.

Работая над исследованием в области краеведения, я формирую у школьников, любовь к своей малой родине, чувство патриотизма. А открытиям в области своих родословных, пусть и маленьким, нет цены. И я понимаю, что мои выпускники никогда не станут «Иванами, не помнящими родства».

Я горжусь всеми своими выпускниками - это мое  учительское продолжение. Но особая моя гордость - моя бывшая ученица, которая в прошлом  учебном году пришла в школу учителем химии и успешно справляется с преподаванием.

За свой труд я имею много наград различного уровня. А перед началом нового учебного года  меня наградили Почетной грамотой Губернатора Красноярского края. Значит, я была  на верном пути все эти годы.

Закрыт старенький альбом. Выключен ноутбук. Мои ученики разъехались  по всей стране и увезли с собой частичку моего труда, частичку моей души.

Я верю, что будут новые встречи,  которые в очередной раз подтвердят, что мой труд не был напрасным. А мой фотоальбом, будь он традиционным или электронным, будет пополняться  новыми фотографиями……

2 место

Констанц Наталья Александровна

Пропуск в детство    

    Слышите музыку?! От каждого человека, особенно в детстве, исходит самая неповторимая, иногда еле уловимая, иногда нарастающая и захватывающая всё естество мелодия. Её ни с чем и никогда не спутаешь, потому что задета именно та, нужная струна, которая  где-то глубоко в уголке  сердца звучит на свой лад, по-особенному. А сердце вторит той волшебной музыке, и хочется стать лёгким и полететь на волнах поднимающейся вверх музЫке. Помните, как у гениального Пушкина: «…одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия…». И чтобы услышать этот неповторимый звук, нужно правильно настроиться на тон этой струны. В детстве мы все умеем слушать и слышать эти чарующие звуки, можем различать их среди какофонии будничных дней. Но как только становимся взрослыми, начинаем терять эту врождённую способность   разглядеть и услышать музыку детства…

   Но есть исключительные люди, которые могут услышать и увидеть фантастическую музыку, исходящую из детских сердец. И дело даже не в том, что они превосходят своих современников в физиологии или наделены идеальным слухом, а дело в том, что они живут в мире детства. Живут, не просто созерцая и контролируя происходящее, а являются активными участниками этого мира, его законов, радостей, неудач, изменений, потрясений, побед…

   Каждый взрослый, кто оказывается в этом удивительном мире неслучайно, уже никогда не покинет его. Нет, нет…не подумайте, что эти люди какие-то «не такие» или как их ещё называют «не от мира сего», хотя кто его знает, возможно, Господь Бог и наделил их исключительными способностями. Да кто же эти люди? Почему им выдали «кредит доверия» и разрешили остаться в мире детства бессрочно?

   «Великолепно! - недоумённо воскликнет читатель. Взрослеть не нужно, всегда жить в мире детства и никогда не расставаться с ним, может быть, и делать ничего не нужно?!»  И где этот райский уголок, похожий на сказку, или, вернее сказать, на вымышленный участок земли, где жители ведут умиротворённое существование?   

 Что ж, пришла пора познакомиться с жителями таинственного мегаполиса,  от доверия которых  зависит всё: и твой потенциал, и твой  профессионализм, и жизненный опыт, и человеческие качества, и жизнь,  наконец. Знакомьтесь! Мегаполис под названием «Детство»! Он заполнен детскими улыбками, несмолкаемым смехом, искромётным настроением, неподдельным интересом. Очутившись здесь однажды, начинаешь невольно поддаваться тому чувству, что всё по плечу, что жизнь полна ярких моментов и ты бесконечно счастлив. Но есть один вопрос, который не даёт покоя, который постоянно держит тебя в тонусе: «Доверяют ли тебе жители этого мегаполиса?» Всего один вопрос, который тебя и воспитывает, и если хотите,  перерождает и совершенствует.

   Да что же это за мир такой? И где же взять в него бессрочный пропуск? А пропуск один – профессия «учитель»! Профессия, не терпящая неискренности и притворства, лжи и авторитаризма, ненависти и бескомпромиссности… «Да это же просто!» - воскликнет любой обыватель, при этом почему-то настороженно посматривая в сторону мегаполиса, который так притягивал его несколько минут назад. И этот филигранный мир в один миг становится не таким уж и привлекательным,  скорее, полным неизвестности…

  Учитель!.. Этимология этого слова восходит к древнеиндийскому и буквально означает «находить удовлетворение». Но стоит только на минуту замешкаться или сбиться с дороги, как из учителя ты мгновенно можешь стать мучителем. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что человек, попавший в мир детства, буквально не принадлежит себе, что его жизненный путь в полной мере можно назвать служением. И это не дифирамбы учительскому труду, это наши будни, которые разрушают все стереотипы и шаблоны. Где каждый не только «кузнец своего счастья», но и ювелир человеческих душ…

 

 Интересно? Увлекательно? Ни на что не похоже? Классно? Да!  Как в том анекдоте. Хочешь перемен в жизни? Иди работать в школу. Там каждые сорок пять минут перемены, и работа классная. Так и пишут каждый день: «Классная работа!» И действительно, как не удивляться тянувшимся вверх детским рукам, похожим на лучики солнца, которые освещают класс. Как не взять за кредо слова М.Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло…» И невозможно забыть, что в современный век новых технологий  - самое важное «изобретение – это наши дети»! И если учитель – солнце, то ему самому нужно улыбаться и излучать тепло. А дети будут тянуться за ним и открывать великолепные бутоны, встречая восходящее солнце. И это закон природы, который, к счастью, нам неподвластен…

   И как прекрасно, что такой бессрочный пропуск в мир детства достался именно мне. И как хорошо, что я могу поделиться своими «экзальтированными мыслями» с Вами, уважаемый читатель! 

 

3 место

Каверзина Вера Алексеевна

Всё начинается заново …

 

    На землю робко опускаются желтые листья. Сегодня 1 сентября, ещё не пришло время их разноцветной метелице. Но утомленные солнцем деревья ждут своей поры, когда скинут багрово-яркую одежду и застынут в глубоком сне. Цветы сиротливо и грустно радуют глаз последней красотой лета. Я иду в свою школу, вхожу в светлый пустой класс, который заждался школьной жизни, соскучился по речи и звонкому смеху детей. Под окном кусты сирени приветливо машут своими ветками-крыльями. «Ну, здравствуйте, дорогие мои свидетели и соучастники школьной жизни», – радостно говорю я и улыбаюсь. Сегодня все начинается по-новому, я готова вести ребят по дороге знаний, открытий и творчества.

Осень. Странно. Идет урок русского языка, а ученики смешивают краски, создают оттенки цветов и полученное слово записывают в тетрадь. У Вали получился бело-розовый цвет, она берет географическую карту и ищет страну, которая является символом данного цвета. «Япония и нежная сакура!» – восклицает девочка. Молодец! Все верно: мы изучаем дефисные написания прилагательных. На цветущую сакуру приехали полюбоваться англичане – объединяет страны, создает сообщество, любующееся нежностью. «Японско-английско-японское!» – открывает Валя и продолжает работать с палитрой. У каждого на парте свои цвета – свои прилагательные, которые нужно писать через дефис.

А что получилось у Влада? Бело-голубое полотно – Россия. А его ассоциации – Родина, дом, мама, солнце, мир. К концу урока мы подберем более полусотни имен прилагательных, поделим на оттенки и создадим цветное полотно земли. Эти цвета они нашли сами, подобрали к ним синонимы, вдохнули в них жизнь. Заиграло, ожило русское слово в миниатюре, эссе, рассказе; наполнило груз знаний, размышлений, мудрости. Вот так, ярко, эмоционально, созидательно, через поражения и открытия можно преодолеть пороги трудностей языка и понять его, овладеть им.

Как только снежное покрывало укроет бережно асфальтовые одежды города, мы едем в академгородок. Здесь нас ждут белостовольные березки, с которыми мы будем вести диалог. Каждый выбирает свое дерево, прислоняется к нему спиной, закрывает глаза … и начинается «беседа». Назавтра и я узнаю их «разговор», когда на учительском столе вырастет стопка ученических тетрадей с сочинением-размышлением: «О чем мне рассказала моя березка».

За окном тихо шумит последний осенний дождь, слезинки его залетают в кабинет и тихо умирают на школьной парте. «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает Катерина Островского. Я читаю её монолог и вместе с ней «лечу» над землей. «Закройте окно, а то она ведь улетит», – тихо говорит Егор. Я улыбаюсь, завершаю «полет» и «опускаюсь» на землю. Спасибо, мой юный друг, ты услышал Катерину, значит поймешь, почему ей как тесно и трудно на земле.

С нежным звуком лопаются на деревьях почки, боязливо и трепетно проклевываются клейкие зеленые листочки. Уверенно и дерзко на земле правит балом весна, а мы под гитару поем Высоцкого, Цоя, Танича, научивших нас любить слово и музыку. В завершение – сокровенное, взрослые дети читают свои стихи, исполняют свои песни. Я читаю им маленькие миниатюры о них, в которых рассказываю о добрых и светлых их мечтах. Два часа абсолютного счастья свободы, единения. Уходят в большую жизнь мои дети. И я знаю, что они унесли главное – умение любить этот мир. Летите, пусть в полете жизни крепнут ваши крылья, чтобы противостоять холодному ветру неудач.

Мы часто рассуждаем о секретах творческого мастерства. Я твердо уверена в одном: нужно любить своё дело до полной самоотдачи, вот тогда и рождается творчество. Читаешь, размышляешь, говоришь, доказываешь – составляющие любого урока, который рождает любопытство, интерес, удивление. А когда овладеем секретами творчества, тогда и рождается настоящая любовь к предмету, о которой не принято говорить, потому что это образ жизни, ежедневного состояния. Уходят взрослые дети, научившиеся размышлять, имеющие свою точку зрения, но приходят милые, неопытные, смешные, открытые. Все начинается заново, но совсем по-другому…

Copyright КГБУ Дом работников просвещения© 2018

»Календарь новостей
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
»Форма входа
Логин:
Пароль:
»Друзья сайта
»Подписка на новости

E-mail *:

Введите цифры *:




»Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1365