Людмила Александровна Меркулова

Хакасия… Бескрайние степи белеют метелками ковыля. Среди них, как яркие огоньки, горят, словно фонарики зажгла сама степь, на тоненьких ножках оранжевые саранки. Курганы каменных глыб повсюду, милые сердцу сопки и пригорки. Здесь я родилась, здесь моя родина – станция Шира Ширинского района Республики Хакасия. Да, именно станция, районный центр, а не поселок, как его именуют сегодня. Здесь я росла, училась, здесь закончила Ширинскую среднюю школу №3 в 1972 году. А когда получала паспорт, изменила место своего рождения на поселок Туим Ширинского района. Почему? Рядом с Туимом стоит маленький поселочек в пять улиц, где жила моя любимая бабушка
Недозрелова Елена Семеновна. Очень хотелось мне тогда быть ближе к ней…
Бабушка учила меня открывать мир. Мы с ней часто ходили в горы, в лес, бывали на покосе. «Это травка стародуб, Люся, он от печени помогает. А это конский щавель. Им стригучий лишай лечат»,- тихонько журчит, словно ручеек по камешкам, ее голос. Слушаю, слушаю, запоминаю, любуюсь каждой травинкой, каждым кустиком.
Кто были мои родители? Самые обычные, простые, но дорогие моему сердцу люди. Мама – учитель начальных классов, папа – водитель. Мама всегда была очень занята: трое детей, тетради, планы к урокам, педсоветы, совещания, продленка… Наверное, поэтому своими девичьими секретами я делилась с папой. Он первый узнавал, что случилось в школе, с кем я дружу, к кому бегу на свидание. Он учил меня разбираться в людях, а еще помогал решать задачки по математике, которая давалась мне с трудом.
В 1973 году я поступила в Абаканский государственный педагогический институт. Теперь мы с мамой стали близкими подругами навсегда. Сердце сжимается от боли от того, что нет вас рядом, мои дорогие родители, Александр Иванович и Валентина Михайловна Захарченко.
Студенческие годы – самая счастливая пора. Пора вольной, беззаботной жизни: лекции, экзамены, зачеты, стройотряды, костры в пионерском лагере и первая любовь. И первая проба пера:

Падает, словно пушинки, порхают,
За окнами снег.
Смотрю в эту белую бездну,
А тебя все нет.
Отложены в сторону книги, конспекты и ручки.
Думаю.
Мысли путаются в моей голове
И, мягко кружась,
Укладываются в сердце, как этот январский снег.

И первое замужество. Как давно это было, и как вдруг все ожило сейчас:

А вчера вдруг письмо!
Неожиданно, как – то сразу
С объясненьем в любви,
Заключенным в одну только фразу:
Я тебя полюбил за твою прямоту.
За стихи, за проказы…

В 1977 году я окончила институт, вернулась по направлению в родное Шира, работала в Селосонской восьмилетней школе, ждала, когда муж отучится в Рязанском летном училище.
Писала? Нет, не писала, осваивала полученную профессию, много времени отдавала своему первому 8 классу: походы с ночевкой, комсомольские собрания, сборы, вечера и выпуск стенной газеты в три полосы «Наша школьная планета».
Нет, писала. Вместе с ребятами писали статьи в нашу газету, стихи, частушки. Наша газета всегда выходила вовремя: один раз в месяц. И когда через год я уехала за мужем в Енисейск, где и живу сейчас, Виталий Павлович, директор Селосонской школы, прислал мне письмо примерно такого содержания: «Людмила Александровна, Вас с нами нет, но 22 февраля «Наша школьная планета» в три полосы висела на своем прежнем месте. Спасибо Вам, Вы сумели увлечь своим творчеством ребят. Они ждут Вас обратно». Конечно, сердце трепетало в моей груди от гордости и счастья и от горести, что я не с ними, не с моим 8 Б.
 Город Енисейск (Красноярский край) встретил меня неприветливо. Снежный, суровый – зимой. С комарами и гнусом – летом. Устроиться по специальности невозможно, жилье съемное, муж в командировках – обслуживает север. Пишу? Пишу, но не часто. Работаю в детском саду №11 временно в течение целых пяти лет. Пишу сценарии праздников, придумываю сказки, составляю конспекты занятий. Чем не творчество? Скучаю по своей основной работе, случайно узнаю, что во второй школе появилось место, без сожаления ухожу из детского сада. Я снова учитель, я горжусь этим. Тридцать восемь лет  отдала ей, теперь уже родной, второй школе города Енисейска и не жалею об этом. Вышла второй раз замуж, вырастили дочь, любим внуков, жаль только, что живут они от нас далеко, в  городе Ачинске.
Пишу? Пишу. Нахлынули однажды воспоминания о детстве, любимых местах, дорогих сердцу людях. Решила оживить бабушкины рассказы о ее нелегкой, но полной удивительных событий жизни, о ее любимом конечке по кличке Гнедко, о ее родителях, которые по воле судьбы оказались в Шира. Но это уже совсем другая интересная история, и я обязательно о ней напишу.                                                                    .

Произведения Людмилы Александровны

Закрыть меню