Виктория Валерьевна Халеева

Будущая красноярская художница родилась в южной полосе России в Ростове-на-Дону в 1968 году. Ребенком вместе с родителями переехала за Полярный круг в г. Кайеркан, где закончила художественную школу. Увлечение искусством стало для юной Виктории осознанным и решающим фактором в выборе будущей профессии. После 9 класса средней школы она поступила в Красноярское художественное училище им. В.И.Сурикова на живописно-педагогическое отделение и после его окончания год преподавала в средней школе изобразительное искусство.
Профессиональное становление В.В. Халеевой было продолжено на академическом факультете Красноярского государственного художественного института по специальности «Станковая графика». Успешную ученицу заметило руководство вуза и после защиты диплома предложило ей преподавать новоиспеченным студентам рисунок и живопись.
Истинное призвание Виктории Валерьевны раскрылось в обучении изобразительным навыкам одаренных детей. Она и поныне работает педагогом дополнительного образования высшей категории в АРТ-студии «Волшебная кисточка» детского сада № 91 Ленинского района г. Красноярска. А так же руководит студией «АзАрт» при гимназии № 11 им. А. Кулакова, проводит занятия и с взрослыми красноярцами, желающими постигнуть основы художественного мастерства. Ее ученики – неоднократные лауреаты и дипломанты районных, городских, всероссийских и международных выставок-конкурсов.
Виктория Валерьевна много занимается научной, методической, общественной деятельностью. Получила широкое признание в педагогических кругах как учитель-новатор. Она активный участник мероприятий методического объединения Ленинского района «Палитра мастерства» и городского методического объединения по дошкольной педагогике. Регулярно проводит занятия по направлению «Изодеятельность» в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Как истинный разноплановый художник В.В. Халеева активно реализует себя в профессиональном творчестве, использует при создании произведений разнообразные техники и материалы. Она предпочитает писать акварелью, работает во всех жанрах, пишет портреты, пейзажи, натюрморты, сюжетные картины. Отлично владеет всеми графическими станковыми техниками. В ее мастерской хранятся линогравюры, офорты, литографии, ксилографии разных периодов творческой жизни. Художнице свойственно тщательно продумывать структуры образов, скрупулезно передавать детали, подробности, нюансы изображаемых героев, персонажей и предметов.
Особенно дорога художнице дипломная серия «Дыхание земли» – первый опыт создания законченного произведения. Она рассказала, как трудно рождалась эта работа. Сначала появился центральный лист «Последние цветы». Он стал олицетворением частной жизни, как бы подсмотренной в дырку забора, жизни простой и в чем-то неказистой, пронизанной светом и трогательной нежностью. Остальные листы сложились быстро, и идея обрела полноту замысла. Первые два листа – «Дыхание земли» и «Надежды» – стали воплощением женского начала и незримого присутствия женщины в саду и в доме. Третий и четвертый листы – «Дух бродяжий» и «Дождь уходящий» – обрели смысл мужского вольного духа и своенравия.
Две литографии «Натюрморт» выполнены в двух разных технических приемах – имитации карандаша и туши. Монотипия «Кошкино счастье» была создана с натуры – домашней кошки художницы и приняла участие в первой выставке «Мартовский кот». Цветная линогравюра «Купальщицы» явилась воплощением пластических поисков женственности и ее родства природным растительным элементам.
Виктория Валерьевна любит выращивать цветы – нарциссы, ирисы, лилии, гладиолусы, астры, георгины, составлять из них гармоничные композиции букетов и потом рисовать. Каждый натюрморт выписан колоритно, с особой любовью и разлитыми по листу чистыми красками сердечного тепла автора. В обычном цветке тыквы чувствуется кипучая жизнь, которая в свое время обещает принести питательные солнечные плоды. Колючий неказистый кактус однажды превращается в роскошное усыпанное чудесными цветами растение.
Женскую тему продолжает живописный триптих «Утро», «День» и «Вечер», он участвовал в выставке педагогов в 2007 г. На холстах в символических образах мягко и лирично запечатлены приятная прохлада утренней свежести, насыщенный буйством красок летних цветов и их пьянящими ароматами полуденный зной, задушевные мелодии вечерних сумерек. В образе вечера угадывается портрет дочери художницы. Все героини излучают теплый внутренний свет, пространство вокруг них тоже пронизано животворными лучиками дневного и ночного светила.
Пейзажи стали своего рода иллюстрациями к путешествиям художницы – в Канаду на оз. Гурон, в Хакасию и южные районы Красноярского края, на берега рек Кана и Базаихи, в Томск и Тобольск. Виктория Валерьевна любит писать горные массивы Восточного Саяна, меняющие свой облик в зависимости от освещенности. Мастерски передает разные состояния водной поверхности, то бурлящей и клокочущей, то спокойной с едва набегающими слабыми волнами в безветренную погоду. Большое впечатление на автора однажды произвела регата, когда сильные порывы ветра поднимали волну и во всю мощь надували паруса, требуя огромного напряжения сил участников состязаний. Городские пейзажи включают самые красивые уголки – белоснежный кремль, деревянный особняк старинного театра.
Особенно много написано В.В. Халеевой портретов. В авторской коллекции сохранились немногие – автопортрет, изображения родственников и друзей. Явно Суриковское влияние явно чувствуется в работе «Сибирячка». Образ Ирины навевает ассоциации с алым цветком, распустившимся у правого плеча героини. Два портрета выполнены в сложной технике сграффито. Автор детально исследовала технические и оптические возможности этого способа изображения. Периодически она возвращается к нему в реализации своих художественных замыслов.
Ярким творческим достижением художницы в последние годы стала большая работа над иллюстрациями к четырем подарочным календарям, изданным ИПК «Платина». Виктория Валерьевна с головой окунулась в знакомый с детства мир сибирских былей, сказаний и легенд, изучала семантику орнаментов коренных народов Севера и Прибайкалья. Итогом ее творческих исканий стали циклы художественных листов, выполненных гуашью и акварелью – «Легенды Байкала» (1911), «Легенды Ямала» (1911), «Магия металлов» (2012), «Северные легенды» (2013)
Начиная с 1997 г. В.В. Халеева активно участвует во всех выставочных проектах красноярского Союза художников. Ее работами восхищались жители Красноярска и многих сибирских городов. Она ежегодно участвует в выставках «Мартовский кот» и вернисажах красноярских художников – педагогов. В 2007 г. художница стала лауреатом региональной выставки-конкурса «Золотая ветвь» в г. Абакане. В 2013 г. Ее работа «Дух огня» была признана победителем краевого этапа фестиваля «Русь мастеровая» в г. Ачинске.