Татьяна Сергеевна Шаповалова родилась и выросла в Красноярске. После школы училась в Красноярском политехническом институте и по распределению уехала работать в Красноярск-26. Здесь поняла, что ее жизненным призванием является не инженерная специальность, а педагогическая деятельность и декоративно-прикладное искусство. Стала работать учителем технологии в гимназии № 96. Последние годы преподает в средней школе № 106 и филиале КГПУ им. В.П.Астафьева.
С 2001 года Татьяна Сергеевна возглавляет профсоюз учителей г. Железногорска, организует разнообразные выставки художественного творчества работников образования. В каталогах выставок городского Музейно-выставочного центра неизменно присутствуют и ее собственные художественные работы. Мастерица постоянно повышает свою квалификацию и занимается самообразованием, ежегодно осваивает новые техники декоративно-прикладного искусства. Своими знаниями, умениями и опытом с удовольствием делится на уроках с учениками, а так же коллегами и жителями города на многочисленных мастер-классах.
Серия работ мастерицы выполнена из природных материалов – сена, бересты, цветов. Это объемные клееные и плетеные композиции, а так же панно в технике ошибана. Прессованная флористика (ошибана) возникла в средневековой Японии, была важнейшей частью постижения самураем пути воина. Это аппликация из засушенных под прессом трав, лепестков и древесной коры, сохранивших свои природные формы и цвета. Каноном предписывалось ее создавать в медитативном состоянии внутреннего персонального переживания истинной природы мира, вещей и человека (сатори). Татьяна Сергеевна привнесла в работы, выполненные в технике ошибана, личностное эмоционально выразительное начало.
Большим увлечением мастерицы стала керамика. Глина – самый первый природный материал, с которым связано зарождение древнего искусства четыреста тысяч лет назад. Глиняные изделия всегда создавали в окружение людей ощущение душевного комфорта, тепла и удобства. Татьяна Сергеевна многофункционально и разнообразно использует этот пластичный, мягкий и податливый материал. Она искусно формует декоративные панно из пластов. Лепит в скульптурной технике фигурки животных, кашпо, светильники и чайники. Вытягивает на гончарном круге крынки и вазы. Мастерица апробировала так же широкий спектр возможностей полимерной глины, создав коллекцию букетов.
Всех художников ДПИ привлекают орнаменты. Татьяна Сергеевна освоила орнаментальную технику точечной росписи стеклянных, деревянных и керамических предметов. Основными материалами для точечных узоров (point-to-point) служат акриловая краска, грунтовка и лак. Благодаря орнаменту обыденные вещи в руках мастерицы превратились в предметы декоративного искусства. Орнамент как средство выражения сюжетно–образного смысла обладает структурной самостоятельностью и представляет собой специфический вид художественной деятельности. Это ритмическое повторение отдельных максимально упрощенных элементов узора, выражающих определенные образные ассоциации, чувства и переживания автора. Он строится по законам симметрии, композиционной организованности, упорядоченности, соразмерности, способен вызывать чувство интеллектуального и эмоционального удовлетворения, воплощать идею целесообразности и гармонии. В орнаментальном творчестве нет ничего случайного. Все элементы узоров сочетаются друг с другом в количественных и пропорциональных отношениях.
Любимым материалом для Татьяны Сергеевны стала непряденая шерсть. Она владеет техниками сухого и мокрого валяния, научилась «рисовать шерстью» как акварелью. Художественные приемы в шерстяной акварели сходны с живописными. Это рельефные мазки с лессировочной заливкой, тонкие цветовые переходы, насыщенные хроматические пятна, едва заметная дымка. Многослойная постепенная прорисовка деталей делает изображение на каждом этапе валяния более явным и целостным. При помощи шерсти можно достигнуть необычного эффекта свечения, которого не дают классические живописные техники, когда нижний слой особым образом проступает сквозь все краски, которые будут положены после в процессе валяния.
Техника шерстяной акварели открывает замечательные возможности в художественном войлоке, позволяет создавать великолепные цветочные композиции и лирические пейзажи в собственной интерпретации автора.
Они отличаются мастерством исполнения, реалистичностью и душевной теплотой. Несут в себе явно прочитывающийся художественные замысел, отражают настроение и чувства мастерицы, имеют сюжетную линию, гармоничны, целостны, уравновешены.
ВЕНЕЦИЯ
Береста, лепестки цветов, акв., ошибана, 2008 г. Диплом лауреата фестиваля «Русь мастеровая 2008»
Татьяна Сергеевна регулярно участвует со своими работами в фестивале мастеров декоративно-прикладного искусства и художников-любителей среди работников образования и ветеранов педагогического труда Красноярского края «Русь мастеровая». В 2008 г. ее работа «Венеция» стала победителем в номинации «Самобытность таланта».
Работы Татьяны Сергеевны Шаповаловой
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «УТИНАЯ СЕМЕЙКА»
Сено, тесьма, объемное моделирование, 2010 г.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «КУРОЧКА И ПЕТУШОК»
Сено, тесьма, плетение, 2010 г.
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
Б., акв., пастель, 2012 г.
СТАРЫЙ ЗАМОК
Б., акв., пастель, 2012 г.
ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЛАСТ «НАТЮРМОРТ»
Глина, лепка, 2010 г.
СКУЛЬПТУРА «ЧЕРЕПАШКА»
Глина, лепка, 2010 г.
КАШПО «ГОРОД»
Глина, лепка, 2013 г.
СВЕТИЛЬНИК «ЛЕТО»
Глина, лепка, 2013 г.
ЧАЙНИК «ЗАМОК»
Глина, лепка, 2013 г.
КРЫНКА «ВОСТОК»
Глина, акрил, лепка, точечная роспись, 2015 г.
ДЕКОРАТИВНЫЕ БАНОЧКИ
Стеклянные баночки, акрил, точечная роспись, 2016 г.
ДЕКОРАТИВНАЯ БУТЫЛКА
Стеклянная бутылка, акрил, точечная роспись, 2016 г.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАМКА
Деревянная рамка, акрил, точечная роспись, 2016 г.
СВЕТИЛЬНИК
Плафон, витражные и контурные акриловые краски, роспись, 2016 г.