Алексей Сергеевич Банный
Талантливый сибирский мастер А.С. Банный – уроженец с. Лапшиха Ачинского района. Здесь прошло его детство и юношеские годы, сюда он вернулся жить и работать после окончания Красноярского государственного аграрного университета. С 2001 г. поныне он трудится учителем технологии в Лапшихинской средней школе. С 2003 г. руководит кружком резьбы по дереву «Всё своими руками».
Еще в студенческие годы Алексей Сергеевич увлекся обработкой дерева, случайно увидев, как теплый природный материал в умелых руках резчика превращается в произведение искусства. Он долго наблюдал за работой мастера и решил сам попробовать сделать так же. Приобрел инструменты и заготовки. В свободное время самостоятельно по художественным книгам и учебным пособиям осваивал основы ремесла. Постепенно увлечение деревянной резьбой переросло в творческую профессию и учительское призвание.
На занятия его кружка с удовольствием приходят как мальчики, так и девочки. Многие из них потом принимают участие в детских конкурсах и фестивалях. Алексей Сергеевич рассказывает: «Обучая детей народному ремеслу, я читаю в их глазах желание и стремление научится делать разные бытовые предметы своими руками. И меня очень радует, что связь поколений не разрывается. Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духовные, художественные традиции народа мы не имеем права, ведь именно уважение к ним называется патриотизмом. С него начинается в нас чувство Родины».
Резьба по дереву – один из наиболее древнейших видов художественной и декоративной обработки дерева. Разнообразные свойства природного материала дают неисчерпаемые возможности для изготовления различных функциональных изделий. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и подарить знакомым.
Резчик использует в работе большой набор инструментов: ножи, лобзики, надфили, стамески, электродрель, сверла, бруски, долота и др. Для него важно подобрать подходящую заготовку с ровной поверхностью, без сучков и наростов. Предпочтение в работе мастер отдает кедру. Кедр относится к твердым породам дерева. Ровный и прямой ствол делает его превосходным материалом в декоративно-прикладном искусстве. Розовая и приятная на ощупь древесина имеет красивую текстуру волокон, легко обрабатывается, точится, колется, пилится, стругается, полируется.
Сначала автор разрабатывает эскиз, делает расчеты, чтобы детали изделия получились соразмерными, продумывает орнаментальные схемы. В небольших поленцах и щепках ему удается разглядеть интересные пластические образы. Как все талантливые ваятели, он не лепит форму, а просто освобождают ее от лишнего объема, достигая предельно простой и емкой выразительности. На деревянной поверхности возникают жанровые сцены, на которых изображены животные, птицы, односельчане, занятые важными делами. Мастер хорошо чувствует природу кедра, знает, в каком направлении его обрабатывать, как он будет реагировать на нажим руки с резцом. Дерево всецело подчиняется идее воплощения художественного образа. На рельефных изображениях доминирует контурная линия, четко выделяющая выразительный стилизованный силуэт. Для усиления общего впечатления емкими короткими штрихами подчеркиваются главные составляющие образа – лица, руки, орудия труда, детали одежды, оперение птиц, ворсинки меха. Резные линии орнамента, разнообразные нарезки, зубчики, скобочки, треугольники, растительные побеги значительно обогащают и дополняют образ.
Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины. Резной узор может идти вдоль окружности, в виде любой геометрической фигуры, заполнять плоскость полностью, либо являться просто фрагментом.
Создавая резную шкатулку и посуду, мастер применяет плоскорельефную резьбу. Она характеризуется интенсивным углублением рисунка в толщу материала. При этом резной узор пребывает в единой плоскости с его фоном. Орнамент получается объемным, хотя высота узора по всей поверхности остается всегда одинаковой. Элементы геометрической трехгранной и скобчатой резьбы складываются в ромбы, решетки, розетки, цветы, лучи, цепочки, зигзаги.
В технике объемной рельефной резьбы с акцентом на игру светотени выполнены львиная пара, охотник под деревом, горняк, металлург и кузнец, маска – казак, жар-птица – рукоять светца. Скульптурная резьба используется автором в изображении медведя с гуслями, фигурок людей. Она строится на объёмном видении персонажей, точном соблюдении пропорций, чувстве перспективы. Панно «Филин» – пример прорезной ажурной и одновременно объемной резьбы.
За годы творческой деятельности мастер самостоятельно освоил бондарное дело, работу с берестой, изготовление охотничьих лыж, щепных (драночных) солнечных птиц. «И на этом я не останавливаюсь, постоянно нахожусь в творческом поиске. В каждом ремесле за века его существования выработались свои особые приёмы, своя технология, свои секреты, которые будучи утрачены, восстанавливаются с огромным трудом, а порой бывает, что сделать это практически не возможно».
В 2012 г. в Ачинском музейно-выставочном центре состоялась первая персональная выставка мастера. Алексей Сергеевич принимает активное участие в конкурсах и фестивалях декоративно-прикладного искусства. Неоднократно его работы демонстрировались на региональных, всероссийских и международных выставках «Пасхальное яйцо», «Енисейская мозаика» и др. Мастер регулярно участвует в фестивале мастеров декоративно-прикладного искусства и художников-любителей среди работников образования и ветеранов педагогического труда Красноярского края «Русь мастеровая». В 2010 г. его скульптурная композиция «Подарок царю» стала победителем в номинации «Мастерская скульптору».
Скульптурная композиция «Подарок царю»Кедр, объемная резьба, 2010 г.