Владимир Иванович Гайдуков
Талантливый сибирский художник В.И. Гайдуков родился в 1953 г. в Красноярске. Здесь он окончил среднюю школу. Здесь впервые испытал восторг от созерцания произведений изобразительного искусства, когда однажды купил набор открыток по русской живописи. Эти яркие эмоциональные переживания стали стимулом к поступлению в Детскую художественную школу им. В.И. Сурикова, а потом на живописно-педагогическое отделение Красноярского художественного училища. Его педагогами и наставниками были многие известные красноярские художники – А.А. Довнар, В.И. Ежов, Р.Р. Сорокин, А.Ф. Грачев, И.А. Фирер. Больше всего запомнились молодому художнику занятия с Л.М. Гендиной, обучавшей студентов пониманию поэзии искусства.
Профессиональная самореализация молодого специалиста была разной. Работал директором выставки самодеятельного искусства «Слава труду» в Доме профсоюзов, позднее руководил студией изобразительного искусства в ДК КРАЗа, преподавал в родной Детской художественной школе.
В 1979 г. Владимир Иванович переехал жить в г. Красноярск-45, ныне Зеленогорск. В этом городе он живет и поныне, обучает подрастающее поколение изобразительному искусству в гимназии № 164. Свободное время всецело посвящает творчеству, занимается живописью, графикой, коллажем и фотографией. За многие годы художественной деятельности им было создано немало впечатляющих и ярких произведений. Его персональные выставки с успехом прошли в библиотеках, музеях и выставочных залах Красноярска, Зеленогорска, Канска.
Свое творческое кредо художник выразил словами: «Поэзия – мое пространство, моя религия – Любовь». «Мне нравятся разные художники – Исаак Левитан и Алексей Венецианов, импрессионисты и постимпрессионисты, особенно Винсент Ван-Гог, а также Марк Шагал, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Анатолий Зверев, Кирилл Мамонов, наши земляки Василий Суриков и Андрей Поздеев. Могу сказать, что люблю многих художников, главное, чтобы их творчество было искренним».
Владимир Иванович пишет маслом, нередко при создании картины смешивает разные краски, использует уголь для прорисовывания контуров и деталей. Живописной поверхностью становятся холст, оргалит, фанера, картон, обои, брезент, ткань. Некоторые работы остаются монохромными, чтобы, не отвлекаясь на цвет подчеркнуть значимость форм и раскрыть глубину чувств влюбленных друг в друга мужчины и женщины или взаимоотношения художника и его музы.
Он считает искусство выражением внутреннего мира художника. Стремится не столько к отображению в своем творчестве окружающего мира, сколько к выражению художественными способами собственного эмоционального состояния. Его чрезвычайно тонкая натура восприимчива к выражению разнообразных человеческих чувств. Его субъективные ощущения и подсознательные импульсы, мгновенные интуитивные и инстинктивные впечатления находят выражение в сложных психических структурах и стремлении втянуть зрителя в интенсивные переживания автора. В работах прочитывается усиленная выразительность, лаконизм, откровенность, восторг, почти натурализм и одновременно метафизическая отвлеченность.
Владимира Ивановича можно поставить в ряд с художниками-экспрессионистами. Ему свойственны те же приемы живописи – различные деформации изображаемых фигур, смещения, преувеличения, упрощения, связанные с эстетизацией. Только его герои не столь резки и напряжены, они выписаны без пронзительного крика, без воспаленных красок и острых контуров. Они мягкие и лиричные, нередко связаны с личным опытом жизни и поэтому до боли родные и близкие его сердцу.
В работах художника читается «зрительная музыка», услышанная в его внутреннем мире, увиденная внутренним взором в самом себе в виде мозаики пластических и цветовых форм. Каждая работа, будь то пейзаж, натюрморт или портрет пронизаны легким дыханием ритмов и вибраций красоты. Его рука точно следует порывам души, словно поет звуковые гармонии о постижении изящных граней красоты, разливающиеся на полотнах всеми цветами радуги.
Сочными зелеными красками выписан летний пейзаж любимого Зеленогорска. Зимой город преображается, укутанный белым, искрящимся в лучах солнца снегом. Каждый дом обретает особое колоритное звучание. Изящными мазками изображены люди, животные, машины в окружении таинственных знаков и солярных символов.
Лето в Зеленогорске, ул. Лазо. К., м., 2014 г. |
Осенний натюрморт на фоне окна навевает мысли о тленности бытия и круговороте вещей в природе. На смену теплому солнечному лету неизменно приходит осень, жухнут листья, умирают цветы, и скоро наступит время стужи. А в апреле снова расцветает жизнь, наполняется спелыми цветами и плодами. Девушка с солнечными волосами и бокалом вина в руке становится гармоничной частью этого весеннего обновления и символом возрождения любви.
Морская тема вызывает ассоциации с негой, радостью и счастьем. Кто из девушек не мечтал встретить принца, приплывшего к ней под алыми парусами? Или попросить исполнить заветное желание золотую рыбку? Художник уверенно утверждает, что море дарит апофеоз любви. Он восторгается красотой обнаженной любимой женщины. Танец под дождем среди пенящихся волн дарит паре вселенские эмоции и окрыляет.
Центральная тема многих картин художника – это нежная, чувственная красавица, прекрасная, хрупкая и изящная женщина-мечта. Это образ женщины – цветка, бабочки, птицы, пейзажа, натюрморта, абстракции. Женственность инстинктивно притягивает художника своим соблазном и желанием соблазнения. Женщина чувствуется повсюду, угадывается в ликах природы за окном движущегося поезда. Осень – женщина с разноцветными листьями на голове. Декабрь – женщина-пейзаж в белых одеждах. Одинокая птица-луна с женским торсом накрывает крылом дом со светящимися окнами, где живет художник.
Сон. Обои, м., 2014 г. |
Изображая цветы в вазе или звучащую скрипку, он тем самым изображает женщину, прописывает ее скрытое волнующее присутствие. Послание автора разворачивается в режиме мерцания, поскольку содержит в себе высокое эмоциональное напряжение. С изображаемой женщиной его связывает «поэтическая близость». Верные мазки кисти, смелое использование цвета и наложение красок, тонкая прорисовка лица и формы: все сочетается в гармонии, которая привлекает внимание к себе не технической виртуозностью, а скорее вовлекает зрителя в понимание одного, безмятежного, умозрительного и очень важного момента.
Каждая женщина похожа на цветок. Каждая по своему красива и изящна, идеал женственности и грации. Перед глазами зрителей проносятся разные ощущения, связанные с восприятием художником изображаемых женщин – как орхидеи, одуванчика, розы, лилии. Аромат цветов и нежность поцелуя тоже имеют женственное начало. Владимира Ивановича по праву можно назвать восторженным «певцом прекрасной, неистощимой и вечной женственности». Современницы чувствуют это и посвящают любимому художнику задушевные стихи.
Рисунок В. Гайдукова
Изгибы причудливых линий
Нас манят куда-то туда,
Где призрачным облаком синим
Растает печаль без следа.
Где ветками тянутся руки,
А губы – улыбка весны!
Где счастья волшебные звуки
Сквозь бури Вселенной слышны.
Где ангелов легкие крылья
К душе прикоснутся на миг…
Где двое в объятьях застыли,
А сердце – одно на двоих.
Зинаида Кузнецова – зеленогорский поэт и прозаик,
член Союза писателей России