ДИАНОВА
ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Директор школы-интерната (1986–1994 гг.), с 1994 по 2008 гг. – директор Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения, с 2018 г. пенсионер,окончила Красноярское педагогическое училище им. М. Горького (1975 г.),Красноярский ГПИ (1983 г.), учитель истории, Иркутский ГПИ (1990 г.), дефектология.
Награды:
- Отличник народного просвещения, 1989 г.
- Заслуженный учитель Российской Федерации, 1999 г.
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007 г.
- Почетный работник общего образования Российской Федерации, 2014 г.
- Нагрудный знак «За личный вклад в развитие дефектологии», 2017 г.
- Благодарственное письмо министерства образования края за высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд, 2019 г.
- Заслуженный учитель Российской Федерации, 2020 г.
Трудовую деятельность в системе образования Красноярского края Валентина Ивановна начала в 1977 г. В 1994 г. по инициативе Валентины Ивановны и при ее непосредственном участии в регионе было создано Краевое государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее – Учреждение). На протяжении 14 лет В.И. Дианова на высоком профессиональном уровне осуществляла руководство Учреждением и его филиалами с учетом приоритетов развития образования в Российской Федерации и регионе, направленных на психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение детей, испытывающих трудности в развитии, обучении и воспитании, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Валентина Ивановна принимала непосредственное участие в выстраивании региональной системы оказания комплексной помощи детям с трудностями в развитии. Под ее руководством была организована командная подготовка специалистов, работающих с детьми раннего возраста и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); проводились обучающие семинары по сопровождению детей и подростков для специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения: детских домов, образовательных организаций, домов ребенка, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, учреждений среднего профессионального образования и прочих.
Высокий уровень проведения мероприятий обеспечивался научно-методической, научно-практической и информационной поддержкой специалистов ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее – КК ИПК), ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга», АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», связи с которыми устанавливала и развивала Валентина Ивановна. Ежегодно на базе Учреждения проходило обучение более 2000 специалистов из учреждений края.
Профессиональная, грамотно выстроенная работа В.И. Диановой позволила сделать Учреждение ресурсным центром по сопровождению детей с трудностями в развитии на территории Красноярского края, а ее труд был отмечен Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ и званием «Заслуженный учитель Российской Федерации».
С 2008 г. Валентина Ивановна работала ведущим научным сотрудником КК ИПК, в дальнейшем там же возглавила Центр инклюзивного образования, а затем – лабораторию инклюзивного образования.
В рамках Инновационной площадки РАО она руководила программой «Реализация муниципальных моделей инклюзивного (интегрированного) образования Красноярского края в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За время реализации программы на базе пилотных образовательных организаций г. Канска, г. Ачинска, Саянского и Енисейского районов для педагогов инклюзивного образования края проводились методические, аналитические, экспертные семинары, семинары-практикумы (ежегодно в них принимали участие около 700 человек); модульные, дистанционные курсы повышения квалификации (ежегодно на них обучались не менее 500 человек). Для реализации модели устанавливались договорные связи с учреждениями культуры (районный музей, библиотека, Центр детского творчества), социальной защиты населения (КГБУ СО «Центр помощи семье и детям “Саянский”, Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов), с Центром занятости населения, Агинским филиалом КГБ ПОУ «Техникум горных разработок им. В.П. Астафьева», ООО «Сибиряк», ИП Финаков Ю.Н. и другими. По итогам экспертной оценки муниципальная модель инклюзивного образования Саянского района была внесена в Региональный атлас образовательных практик и рекомендована для внедрения в практику образования на региональном и федеральном уровнях. Опыт работы Центра инклюзивного образования тиражировался через статьи и сборники материалов в помощь специалистам по сопровождению детей с ОВЗ на разных уровнях получения образования: электронный сборник материалов I Краевой научно-практической дистанционной конференции «Эффективные практики инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) в Красноярском крае»; «Кадровое обеспечение в создании условий реализации АООП через повышение профессиональной квалификации педагогов»; «Оптимальная модель сопровождения детей с РАС на примере Красноярской общеобразовательной школы-интерната». В целях учебно-методической поддержки инклюзивного образования в регионе и дефектологического просвещения всех субъектов инклюзивных практик В.И. Диановой в соавторстве с сотрудниками КК ИПК и педагогами пилотных площадок были изданы программы и методические рекомендации.
Результатом научно-методической и исследовательской работы Валентины Ивановны стала защита диссертации получение звания кандидата психологических наук.
Высокий профессионализм послужил основой заслуженного уважения Валентины Ивановны как специалиста в области специальной педагогики. Валентина Ивановна Дианова внесла большой вклад в создание системы комплексного сопровождения детей и подростков на территории Красноярского края.