Династия Гришан-Роотс
Педагогические династии не слишком частое явление в наши дни. Гришан Елена Протасовна является родоначальницей замечательной педагогической династии. Её дочь Роотс Тамара Артемьевна продолжила славную традицию учить и воспитывать, вместе с этим сумела привить уважение и желание заниматься педагогической деятельностью своим дочерям. Любовь к данной профессии передалась и через поколение, еще одна внучка Елены Протасовны – Ирина также работает учителем.
Гришан Елена Протасовна 45 лет своей жизни посвятила обучению младших школьников. После окончания Канского педагогического училища в 1933 году она начала свою трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов. Сначала 3 года в деревне Верхний Амонаш, затем 5 лет в городе Иланском в школе №1. Основным местом работы стала Краснинская сельская школа, где Елена Протасовна работала сначала учителем, а затем и заведующей школой.
Вспоминала военное время и послевоенные годы как самые сложные и ответственные в педагогической работе. Елена Протасовна имеет много наград за добросовестный труд в годы войны, почетные грамоты Отдела образования Иланского района.
Роотс Тамара Артемьевна после окончания Красноярского педагогического училища им.А.М.Горького в течение 42 лет беспрерывно работает учителем начальных классов. 13 лет проработала в Краснинской школе и 29 лет в Карапсельской средней общеобразовательной школе. 11лет своей педагогической практики Тамара Артемьевна посвятила работе в системе развивающего обучения (прошла специализацию «Учитель развивающего обучения в системе Л. В. Занкова»). Участвовала в общероссийском конкурсе открытых уроков по системе общего развития Л.В.Занкова, работала в краевой творческой педмастерской учителей-занковцев, являлась руководителем районной творческой группы по системе Занкова.
Девизом ее педагогической деятельности являются слова К.Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нем умирает учитель». Тамара Артемьевна постоянно повышает свой профессиональный уровень, создает собственную систему методических разработок, обменивается опытом с учителями школы, района и края. Долгое время она является членом школьного методического совета, активным участником творческой группы по мониторингу, оказывает помощь и методическое сопровождение молодым специалистам. У Роотс Тамары Артемьевны много достижений, ее труд отмечен наградами: «Отличник Народного просвещения» (1980г.), «Старший учитель» (1992г.), «Заслуженный педагог Красноярского края» (2003г.). Она является победителем районного и призером краевого конкурса «Учитель года – 99», победителем приоритетного проекта «Образование» (2007г.). В выборе своей профессии большое спасибо она говорит своей маме. Пример ее добросовестной, творческой работы во многом повлиял на ее педагогическую деятельность.


Старшая дочь – Хамина Лариса Николаевна приобщает детей к прекрасному, преподает музыку и мировую художественную культуру. Стаж ее работы – 15 лет. Об успехах ее творческой работы знают в г. Канске и Канском районе. Будучи учителем Чечеульской школы, в 2000г. она стала победителем районного конкурса «Учитель года». В настоящее время она работает в школе № 6 города Канска. Большое внимание уделяет внеклассной деятельности по предмету, ведет кружок гитаристов, является руководителем школьной театральной студии «Мечта», которая является победителем городских, районных и краевых фестивалей школьных театральных коллективов. Именно гитара и театр является ее увлечением уже долгие годы. В 2008 году Лариса Николаевна участвовала во всероссийском конкурсе «Современный классный руководитель», награждена дипломом за инновационные методы работы с классом.
Работа талантливого педагога отмечена грамотами Управления образования, Городского совета депутатов, премией главы города «Умник – 2009» в номинации «Педагогический профессионализм», сертификатом за участие в галерее успешных учителей восточной зоны Красноярского края.
Вторая дочь – Борисова Инна Николаевна окончила Красноярский педагогический университет и в течение 10 лет работает педагогом – психологом и учителем русского языка и литературы в Карапсельской школе. Инна Николаевна имеет активную жизненную позицию, участвует в методической работе школы, является постоянным участником и призером спортивных и творческих мероприятий в школе, районе и крае. Своим самым ярким увлечением считает спорт, именно поэтому приобщает и школьников к здоровому образу жизни – ведет лыжную секцию для младших ребятишек.
Внучка Гришан Елены Протасовны – Донзаленко Ирина Николаевна уже в течение 23 лет работает учителем начальных классов. В 1988 году она окончила Абаканское педагогическое училище и два года работала по распределению в Усть Абаканском районе. И вот уже 21 год Ирина Николаевна учит младших школьников в Устюжской средней общеобразовательной школе Емельяновского района Красноярского края. Это творческий, развивающийся педагог, в своей деятельности постоянно использует новые технологии. За свою активность и качественную работу постоянно отмечается почетными грамотами отдела образования и главой района.
Увлекается цветами и вязанием. На вопрос «Кем бы Вы стали, если можно было начать жизнь с чистого листа» отвечает: «Без раздумий, только учителем».
Эта семейная династия посвятила делу воспитания подрастающего поколения 135 лет. У каждого из членов славной династии свой педагогический путь, но объединяет их одно: высокий профессионализм, искренняя любовь к детям, ответственное отношение к профессиональным обязанностям.

