Династия Оберман
Из семьи Оберман более десятка избрали профессию учителя или воспитателя:
- Дядя Роберт Александрович (1939-1995) – учитель географии;
- Тетя Ольга Александровна (1948) – преподаватель иностранного языка;
- Дядя Юрий Александрович (1951-2007) – учитель физкультуры;
- Сестра Нина Яковлевна (1953) – учитель математики;
- Жена Раиса Андреевна (1947) – учитель русского и литературы;
- Дочь Наталья Викторовна (1974) – учитель русского и литературы;
- Сродная сестра Валентина Александровна (1953) – учитель русского языка;
- Сродная сестра Валентина Робертовна (1965) – психолог, воспитатель детсада;
- Сродная сестра Ольга Александровна (1963) – воспитатель детского сада;
- Племянница Ирина Николаевна (1976) – учитель математики и информатики;
- Двоюродная племянница Роза Михайловна (1989) – учитель химии и биологии.
Оберман Виктор Яковлевич, учитель истории
Как учитель истории, отмечаю, что школьное историческое образование после серьезного разлома конца 20 века постепенно нормализуется: вводятся новые стандарты, возвращаемся к единому учебнику истории, издаются полезные рабочие тетради, создаются богатые интернет-ресурсы. Историки отказываются от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу поисково-исследовательского по характеру и демократического по стилю педагогического процесса.
Я прихожу на урок к детям как олицетворение двух эпох: советской и постсоветской. Любые мои идейные умозаключения довожу до сведения детей в плоскости прохождения между Сциллой и Харибдой таким образом, чтобы не умалять или превозносить ценности той или иной эпохи, а представить все лучшее в них с непременным выводом: вы должны засучив рукава трудиться для укрепления единой и неразделимой России.
Семья моих родителей самая обыкновенная – семья тружеников из разряда сосланных немцев. Отец Яков Карлович (1926-2010) – лесоруб Степановского леспромхоза, ставшего уже достоянием истории, мать – уборщица Степановского сельсовета (1930). Сестра Нина – учитель математики, брат Владимир – следователь.
Босоногое детство проходило в окружении первозданной тайги, в играх и общении со сверстниками. Рос я несколько стеснительный, но постепенно этот комплекс слабел. Надо было учиться и работать. Попытаюсь представить свою биографию в синхронной связи с известными историческими датами. Такой принцип использовал при праздновании своего 60-летия. Я синхронизировал этапы моей жизни и страны, при этом школьники еще и делали символические зарисовки. Заодно повторили исторические факты.
Итак, год рождения 1949 – это год испытания атомной бомбы в СССР, год создания СЭВ, образования ГДР, ФРГ, КНР. В 1953 году родилась сестра Нина – год смерти И.В.Сталина. Мне помнится это событие, потому что дедушка на своем доме прибил траурный флаг, а в нашем лагере, при котором трудились мои родители и дедушка, тревожно звучал гудок.
Начало обучения в школе ассоциируется у меня с 20 съездом КПСС (1956). 2 класс – с запуском первого космического спутника (1957). Прием в пионеры в 1959 году соответствует «окончательной победе социализма». Полет Ю.А.Гагарина, вызвавший всенародное ликование от наших успехов, совпал у меня с небольшим огорчением – за 3 четверть в 5 классе по литературе впервые получил оценку «удовлетворительно». До сих пор собираю фотографии Юрия Алексеевича и демонстрирую их на уроках. В этом же 1961 году была принята Программа строительства коммунизма. Нам сказали, что через 20 лет мы будем «жить при коммунизме». Я уже подсчитал, сколько мне будет лет с наступлением «эры светлых годов».
Серьезным и ответственным шагом было вступление в ряды ВЛКСМ. Очень полезным, считаю, штудирование Устава. То, что выучено наизусть, остается в памяти на всю жизнь. Всегда советую детям больше учить наизусть, в нужный момент память срабатывает, и ты используешь свои знания. Прием в комсомол происходил в 1964 году. Работники райкома комсомола прибыли к нам на лыжах, так как даже признаков общественного транспорта еще не наблюдалось. Чтобы сохранить комсомольский билет, смастерил самодельную обложку. Вы чувствуете, что уже подрастает настоящий гражданин, готовый послужить своей Отчизне.
А произошло в этом году тоже не рядовое событие, со своего поста был смещен Н.С.Хрущев, хотя нам объявили об его уходе на пенсию. В этом же году я поступил в Тальскую среднюю школу, которая славилась высоким качеством образования. Здесь началась моя юность. Нас было 4 выпускных класса – такого количества молодежи я никогда не встречал.
Окончание средней школы ассоциируется у меня с доставкой на Луну особого знака нашей страны и проведение 23 съезда КПСС, в дни которого по местному радиоузлу мы слушали мелодию Интернационала из космоса. Это произошло в 1966 году. В этом же году я начал трудовую деятельность учителя.
1968 год – призван в ряды Военно-морского флота. В августе пишем заявления о том, чтобы нас направили добровольцами в Чехословакию, где произошла знаменитая «Пражская весна». Очень удивился в пединституте, что Фидель Кастро назвал этот акт Советского Союза агрессией. Прозрение наступало постепенно. Нельзя однозначно оценивать любые события, надо смотреть на них с разных точек зрения.
1971 год – в СССР принимается очередная пятилетка на очередном 24 съезде. Вступаю в члены КПСС, демобилизуюсь из морфлота (г. Владивосток), прямо в военной форме поступаю заочно на исторический факультет КГПИ. Вот где произошло настоящее расширение кругозора, особенно в общении с преподавателями. Какие они были умницы и демократы! В этом же году у нас с женой Раисой Андреевной (она с Кубани, тоже учительница) рождается сын Андрей.
1977 – окончание института, в руках диплом о высшем образовании. Госэкзамены сдал на отлично, но нос никогда не задирал. Работал по принципу: делай дело, чем больше полезных дел, тем интереснее жизнь, а окружающие тебя оценят. Ну, а в стране принимается в этом году новая Конституция развитого социализма. Меня всегда мучает вопрос: почему в США одна Конституция с 1787 года, и они самые сильные и богатые? У нас с 1918 г. уже 5 Конституций, а мы от них отстаем? Может быть здесь скрыта еще не обнаруженная учеными прямо – или обратно пропорциональная зависимость?
В 1978 году сделал свой первый школьный выпуск, их было 30 человек. Мы до сих пор встречаемся на вечерах встречи, нас очень манит эпоха 70-х годов. А в Москве в этом году прошел яркий Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
В 1980 году мне присвоено звание «Отличник народного просвещения». Государство признало некоторые результаты моего труда. В Москве состоялись Олимпийские игры. И к великому сожалению, умер мой кумир В.С.Высоцкий, о котором я собрал много материала для работы с детьми.
В 1985 году выпускаю новый класс, деньги на выпускной вечер в размере 440 рублей заработали сами дети на лесопосадках. Этот год совпадает с началом в СССР Перестройки, со знаменитым Указом о борьбе с алкоголизмом. На волне хлынувшей демократии в 1989 г. баллотировался в депутаты Красноярского краевого совета народных депутатов. В этом году завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В моей книге «О моих земляках и немного о себе» есть материал о воинах-афганцах, выпускниках нашей школы.
1990 год – меня избрали председателем исполкома Степановского сельсовета. Но власть меня совершенно не прельстила, и, проработав лето в сельсовете, я возвратился в родную школу. Как писала корреспондент «Ирбейской правды» Г.А. Ажгибесова «Любовь надвое не делится». А в этом году ГДР вошла в состав ФРГ, произошло объединение Германии.
Третий свой выпуск сделал в 1992 году. Время было тяжелое. Догадливые родители еще осенью 1991 года закупили некоторую продукцию для выпускного вечера и хранили ее у себя дома. В стране в 1992 г. началась приватизация. Свою оценку этого явления по «большому секрету» рассказываю старшеклассникам.
С 1995 года по 2009 возглавлял Степановскую среднюю школу. Мне с коллективом удалось сохранить лицо и традиции школы. КГПУ под руководством Н.И.Дроздова подарили нам компьютерный класс. Лучше стало со спортинвентарем. Удалось создать небольшой музей «Малая Родина». Приезжайте в гости, с удовольствием проведу экскурсию. В 1995 г. произошли выборы во вторую Государственную Думу. 2009 – принятие программы выхода из экономического кризиса. В этом году увольняюсь с поста директора, остаюсь до сих пор учителем истории, обществознания, музыки, краеведения.
2007 год – присвоено звание «Заслуженный педагог Красноярского края», без комментариев.
С 1975 года был пропагандистом в партийной организации и в педагогическом коллективе. Избирался депутатом сельского и районного Совета, руководил художественной самодеятельностью. В последние годы не участвую в политической жизни, не вступил ни в какую новую партию.
Увлечения мои понятны любому сибиряку: пристрастился к рыбалке и охоте. Обожаю нашу великолепную природу. Играю на баяне и гармони. Люблю читать периодику, например, «Литературную газету» выписываю с 1967 года. Люблю произведения В.П.Астафьева, даже вел с ним переписку. Пишу статьи в «Ирбейскую правду» про образование и краеведение. Благодарен своим родным, друзьям, землякам – общение с ними дает мне силу для дальнейшей работы.
Еще несколько штрихов
Штрих 1. С 1974 года изучаю с краеведами военную и послевоенную судьбу участников войны из п. Степановка. Нами обнаружено около 80 человек. Также установили погибших и возвратившихся с фронта из 5 соседних деревень, которые уже распались. Эта увлекательная работа отражена в книге «Прими земной поклон». В 1979 г. установлен памятник «Вечная память погибшим». В 2005 г. в основание памятника засыпана священная земля с могил погибших.
Штрих 2. Мы изучаем историю Краслага на ирбейской земле, куда входили 10 лагерей. Рисуем их картосхемы с помощью старожилов. 30 октября проводим митинг в память о жертвах политических репрессий.
Штрих 3. Мы рисуем картосхемы бывших переселенческих деревень, располагавшихся в 5-10 км от Степановки, устанавливаем там аншлаги с указанием дат жизнедеятельности деревень. Предполагаем картосхемы выставить в Интернете.
Штрих 4. Я провел 40 походов с учащимися по окрестным поселениям и лагерям, где школьники могут руками потрогать свое историческое прошлое. Описание маршрутов и походных событий можно найти в указанной книге.
Штрих 5. Занимаюсь сбором оригинальных высказываний учащихся. Вот некоторые из них:
Тема | Юмористический пример |
Первые пятилетки | Днепрогэс строили врукопашную (вручную) |
Восточные славяне | Бревно барахлило землю (рыхлило) |
Древний Египет | Храмом управлял жребец (жрец) |
Междуречье | Между Тигром и Евфратом находилась Мясопотамия (Месопотамия) |
Древняя Греция | В Египте правил фараон, а в Афинах – родительское собрание (народное) |
Феодальные отношения | Поместье – это подземное владение (земельное) |
Создание ядерного оружия | Внутри атомного оружия находится «ядер» |
Отечественная война 1812 г. | Партизанские отряды возглавляли офицеры срочной службы |
Гуситские войны | Ян Гус выучился на патриота На Яне Жижке был бронежилет (по рисунку) |
Древняя Хакасия | Они стали разводить верблюдей |
Монголо-татарское нашествие | Бревно-таран называлось взломщик У них были крепкие войска и мускулатурные люди |
Родовой строй | Племенем управлял совет директоров (Совет старейшин) |
Древняя Спарта | Циновка – это такой маленький паласик |
Реформы Петра 1 | Пётр 1 создал круглосуточную армию (регулярную) |
Ремесло | Кузнецы – это металлисты |
Спарта | Если мальчик был непрочный, его выбрасывали в пропасть |
1 русская революция | Поп Гапон повёл рабочих к Белому дому (к Зимнему дворцу) |
Япония | У японцев был двухпалаточный парламент (палатный) |
Зависимые крестьяне | Феодалы шефствовали над крестьянами |
Экономическое развитие Западной Европы | У них проводилась морданизация (модернизация) Развивались моредорожные пути |
Древние земледельцы | Сначала земледелием занималась женщина, а потом – человек (мужчина) |
Культура | Шаляпин был оперным певцом и пел для оперов |
Международные отношения | В англо-бурской войне англичане воевали с бурятами |
Передняя Азия | Хаммурапи приказал выскобелить законы на камне |
Штрих 6. Написал статью в журнал «Преподавание истории в школе». Она называлась «Опорные конспекты на уроках истории», ПИШ № 3 1996 г.
Штрих 7. В 2004 году в рамках регионального компонента разработал авторскую программу «Из истории Приенисейского края с 17 по 21 вв.». Мне помог преподаватель КГПУ Б.Е. Андюсев. Каждый школьник ведёт исследование на тему «Вклад моего дедушки (бабушки) в развитие Красноярского края». Программа рекомендована для изучения в школах Ирбейского района. В 2012 г. составлена программа элективного курса «Прекрасно однажды в России родиться».
Штрих 8. Выпускник Фёдоров Сергей по моей идее вырезал деревянное изваяние под именем «Степаныч» с тонким подтекстом: имя указывает на основателя д. Степановка Степана Ефремова. «Степаныч» является хранителем наших традиций, он «оберегает» школьное сообщество от воздействия тёмных иррациональных сил.
Штрих 9. С 2001 года функционирует созданный мной краеведческий музей, включающий экспозиции: «Эпоха переселений», «Живи, моя Степановка», «Кровавые те времена», «Степановцы в боях за Родину», «В лесу раздавался топор дровосека», «Страна эта в сердце всегда». В 2009 г. оформлена новая настенная композиция, посвящённая России, Красноярскому краю, Ирбейскому району, Степановке под общим названием «Приятно однажды в России родиться». Включает карту региона, столицу, площадь, население, герб региона, указанную надпись по диагонали на триколлоре.
Штрих 10. С 2001 г. года участвуем с членами краеведческого кружка в ежегодном Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», проводимом обществом «Мемориал», в краевом конкурсе «Мое Красноярье».
Темы исследований:
2001 – «Островок ГУЛАГа» – о степановском и белоусовском лагерях. «Один из семидесяти» – о судьбе ветерана Мандрусяк С.В.;
2002 – «Батрак. Стахановец. Трудармеец» – о жизненном пути спецпереселенца Леонгарда А.И. (моего дедушки);
2003 год – «Была в ней высокая сила» – о судьбе солдатской вдовы Винниковой Е.М.;
2004 – «Жизнь писал на чистовик» – о судьбе Обермана Я.К. (моего отца);
2005 – «Воспитатель молодого патриота» – о моей патриотической работе; «Война не по книжкам» – об итогах автоэкскурсии по памятникам Ирбейского района «Вахта памяти»;
2006 год – «И всё на свете…» о судьбе Ильенко К.Г., побывавшей в детстве в оккупации;
2007 год – «На всю оставшуюся жизнь» о судьбе Карнауха М.Ф., солдата, учителя, директора Степановской восьмилетней и средней школ;
2008 – «Тувинцы в Краслаге» – о судьбе профессора КГПУ Черкашина В.С., бывшего трудармейца;
2009 – «С войной покончили мы счеты?» – о послевоенной судьбе ветеранов;
2012 – «Условия труда и быта заключенных Краслага» – по материалам Трубицина В.И. о своем репрессированном отце, умершем на Усть-Кужо;
2013 – «Синхронизация исторических событий» – о синхронных событиях в истории Степановки, Ирбейского района, Красноярского края; «Авторская песня в краеведении» – о содержании песни «Славный Ирбей» и «Поселок наш залесный»; «Я спросил у памятника» – об истории памятника «Вечная память погибшим»;
2014 – «Продовольственная карточка» – о судьбе Доротеи Кох (моей прабабушки) и ее наследниках; «Знатный тракторист: за что давали ордена?» – о трактористе Ивкине И.Ф., «Жизнеописание фельдшера Перфиловой Л.А.», «Судьба главы сельсовета Шеховцова А.В.»;
2015 – «Наши поселенцы двинулись в поход» – уточнение списков погибших. «Ленинградская битва и мои земляки» – история одной находки – медали «За оборону Ленинграда». «Как трудилась сибирячка» – о трудовом героизме подростков во время войны на примере судьбы Марущак М.Ф.
2016 – «Из истории развития образования в Степановке», «Становление педагога и личности» – о факторах выбора профессии учителя на моем примере.
В 1994 году побывал на ярких курсах повышения квалификации по истории Красноярского края. Они подтолкнули меня к написанию истории своего поселка, затем истории Ирбейского района и других книг. Вышли из печати:
- «О моих земляках и немного о себе». Красноярск, «Офсет», 2000. – 144 с.;
- «Из святого колодца памяти». Зеленогорск, 2001. – 340 с.;
- «Мы сурового времени дети». Канск, «Канская типография», 2003. – 232 с. (по воспоминаниям комсомольского и советского работника И.А.Долгачева);
- «На всю оставшуюся жизнь». Красноярск, «Офсет», 2006. – 160 с. (по воспоминаниям М.Ф.Карнаух);
- «Прими земной поклон». Красноярск, «Офсет», 2009. – 440 с.
Данные книги закономерно являются источниками изучения истории п. Степановка и Ирбейского района. Таков мой вклад в историю своего региона.
Оберман Раиса Андреевна, учитель русского языка
С 1966 по 2009 гг. вместе со мной трудилась Оберман Раиса Андреевна, моя жена. Родилась в Краснодарском крае Апшеронском районе станица Нефтяная. Окончила Усть-Лабинское педагогическое училище, и по распределению приехала в Красноярский край. В Степановской средней общеобразовательной школе проработала 43 года. В 2012 году ее посетила ученица 11 класса Митюшина Елена и взяла интервью, содержание которого дает представление о жизненном пути Раисы Андреевны.
Для всех в вашем сердце хватало тепла…
Все учителя по-своему интересны. Но наиболее яркое впечатление на меня произвела учитель русского языка и литературы Оберман Раиса Андреевна. Накануне Дня учителя, я решила навестить своего любимого «наставника» и попробовать «оживить» страницы ее жизни.
– В наше время быть учителем – не очень престижно. Была ли востребована эта профессия в годы вашей молодости? Может быть, в то время молодёжь толпами шла в учителя? Что и кто повлиял на ваш выбор?
– В годы моей молодости очень многие, особенно девочки, мечтали стать учителями, нам казалось, что учитель это волшебник, он не такой как все остальные, он может все. У меня две сестры были учителями. Старшая вела уроки математики. Решу неправильно на уроке, мой лоб встречался с линейкой в её руках: «Тебе нельзя ошибаться. Думай!» Обидно. И я старалась. Очень запала в мою душу учительница начальных классов Тамара Архиповна. Для меня она была самая красивая, самая добрая, самая умная. Решила, буду как она. И когда после окончания Усть – Лабинского педучилища, самого сильного в Краснодарском крае по подготовке учителей, я выбрала для работы Сибирь, пошла к ней. Беседовали долго. А запомнила вот что: «Раечка, люби детей, они все талантливы. Задача: найти в чём. Никогда не жалуйся администрации на учеников и дисциплину. Добивайся всего сама. И пусть на твоих уроках им всегда будет интересно. И все будут заняты работой». Я старалась все годы этому следовать.
– Вы уже много лет в Сибири. Красноярский край стал для вас родным. Изменилось всего немного, был Краснодарский, стал Красноярский. Произошла замена нескольких букв. Много ли это значит? Каковы впечатления от первой встречи с нашей землёй, сибиряками?
– 1966 год. Позади педучилище. Заочно сразу же поступила в Кубанский педагогический университет. А впереди встреча с Сибирью, комарами, которые «коров съедают», и медведями, которые по улице ходят. Так о Сибири говорили на Кубани. В поезде целый вагон молодых учителей. Весело. И вот Красноярск. Ирбей. А до Степановки «только самолётом можно долететь». В полёте 20 минут, кругом тайга, страшновато. А идти пешком до посёлка 3 км. Идём, за нами тучи комаров. Лица наши распухли от укусов. Я в слёзы. «Мама, почему я тебя не послушала? Не осталась на Кубани?» Но поезд ушёл, самолёт улетел. И вот река, а моста – то нет. Мы в недоумении. Переплавляемся на лодке. Встреча с директором Карнаух М.Ф. (с ним мы до сих пор общаемся, навещаем его в п. Саянском), школой, учениками. Мне 19 лет, а ученикам 12-15, работать начала в 6-8 классах. Коллектив учителей хороший. Дружный. Приняли нас как дочерей. Надо дров – пожалуйста, нужна тёплая одежда – начальник лесопункта Стрижнёв В.В. выделит. Кончились деньги, продукты – у нашей двери учителя и родители с сумками. Тут и картофель, и сало, и капуста… Зайдёшь в магазин, очередь: «А вы берите, мы подождём. Вам ведь тетради проверять, планы писать». Вот такими мы встретили сибиряков. Сильными духом, надёжными, душевными, радушными. Огромное им спасибо.
– Отличались ли те дети от нас? Баловались ли на уроках? Проверяли ли вас на «прочность», «пригодность»? Были казусы в работе? Если да, то, как вы из этих ситуаций выходили? Метали гром и молнии или поступали адекватно сложившейся ситуации?
– Проверяли на всё. И дробь по наклонной парте катали, по одной. И смотрели, как буду реагировать. Один катает, а все смотрят на меня. А взгляды у всех разные! Вопросы провокационные задавали, прятали ручки, когда надо писать на уроке сочинение. Старалась я, очень старалась не выйти из себя. Пробовала находить выход. Да и папа советовал не давать детям корма для «победы» в таких ситуациях. У тебя должен быть стержень, тебя должны уважать, но как этого добиться – только твоя наука. Никто не поможет. И я создавала свою «науку» общения с ребятами. Нашла ли, могут сказать только те, кто у меня учился. А дети всегда дети, во все годы. Все неодинаковые, разные, неповторимые, интересные и всегда чего – то ждущие и откликающиеся на доброту.
– Мы очень уважаем и Виктора Яковлевича, вашего мужа. Для нас вы и он неотделимы. Мы все привыкли видеть вас только вместе. Вечно вы в поисках, вечно в заботе. Можете ли вы рассказать о том, как вы встретились и что для вас и для школы это значит?
– Мы встретились в Ирбее в аэропорту, когда летели в Степановку первый раз. Мы встретились глазами. В его взгляде была такая глубина, теплота, надёжность. Вместе работали в школе, участвовали в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, в общественной жизни. Он ведь играет на баяне. Сколько с ним перепето песен! И вот в этом году у нас прекраснейший юбилей. Нам 45! Всё у нас сложилось. У нас общие интересы, без слов понимаем друг друга, педсоветы и совещания продолжались дома. И мы не уставали. Школа, ученики – наша жизнь. Мы старались работать так, чтобы в душах степановских детей и жителей оставить добрый след. Вместе мы отработали 43 года. «Так случилось, что сошлись пути. Так сложилось – рядом нам идти» – это слова из песни про нас. Слова написала внучка Карина, музыку – Виктор Яковлевич.
– Раиса Андреевна, Ваша жизнь вся без остатка отдана школе. Ваша жизнь пропитана сюжетами школьных будней и праздников. Хочется ли вернуть время назад? Не забывают ли вас бывшие ученики? Согревают ли своим теплом, добрым словом, присылают ли весточку?
– Вернуть время назад не получится. Оно продолжается в наших детях. Ведь моя дочь Наталья и есть моё, а, вернее, наше продолжение. И мы верим в неё. Не подведёт. Она человек, который тоже сеет добро. Лена, ты видишь красивейший цветок на столике? Его подарили мне мои выпускники 1979 года на юбилей. Мне 65. Это антуриум. А цветы – то у него ярко – красные. Трепещут, словно детские сердечки. Шлют приветы. А на праздники я получаю много поздравлений и по телефону и по интернету. И каждое лето к нам приезжают ученики. И отдыхаем мы с ними и на реке, и на озёрах, и на пасеке. Нет, не забывают меня. Точнее сказать нас с Виктором Яковлевичем.
– Раиса Андреевна, спасибо вам за всё. Приятного вам отдыха! Любим! Помним!