Династия Поповых-Уфимцевых
История моей семьи – это история моей профессии, которая выстраивается в своеобразный генетический код. Код, в котором зафиксировано несколько поколений учителей моей семьи, и выстроено в «единую систему записи информации» – крупинку вечности.
Мой дед, Попов Василий Петрович, 1890 года рождения, много лет проработал учителем литературы в Речном техникуме г. Красноярска. Я, к большому сожалению, его не видела никогда.
Василий Петрович Попов с семьей (в центре)
Дед был арестован в 1937 году, как враг народа, и умер в лагерях в 1944 году. Но я читала его письма, которые он писал своему сыну – моему отцу. Буквы лепились друг к другу, «как ласточкины гнезда». Без усилий нельзя было отличить «е» от «л», «н» от «п»: от непосильного лагерного труда дед с трудом держал ручку с пером. Я читала через лупу. И чудо: буквы складывались в слова, слова-в предложения, предложения – в «смыслы»- маленькую картину мира, которая формировала меня.
«Здравствуй, мой дорогой сын!…. Очень рад за тебя, что ты – Учитель. Я одобряю твой выбор. Конечно, это мирная профессия, профессия для детей, профессия для счастья! А сейчас-война. И все-наоборот. Ты-военный. Профессия защитника. Служи, помогай нашей Красной Армии разгромить поскорее фашистов, чтобы снова наладить спокойную мирную жизнь, тогда, может быть, и мне удалось бы с вами пожить… Твой папа.»
Крупинка вечности…Ген наставничества…
Всеволод Васильевич Попов
Мой папа, Попов Всеволод Васильевич, вернулся с фронта. После Победы остался в армии, прослужив в ней еще 28 лет. В армии он был командиром учебного взвода. Все-таки – учителем, но не детей, а молодых солдат. А после увольнения из армии пошел работать военным руководителем в Красноярский технологический техникум пищевой промышленности и, одновременно, школу № 27. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию молодого поколения. Ездил с учениками по местам боев Сибирских соединений.
Участвовал в создании Музея 78-й Добровольческой Сибирской дивизии – в школе № 85 и Музея 257-го Стрелкового полка – в школе № 27 г. Красноярска.Ученики моего отца, зрелые и успешные люди, до сих пор вспоминают Всеволода Васильевича с благодарностью и легкой грустью, что не могут, как некогда в юности, получить от него доброго совета. Крупинка вечности … Ген достоинства…
Моя бабушка, Уфимцева Наталья Александровна, тоже была учительницей. В 1911 году окончила Пермскую Мариинскую гимназию. После окончания гимназии работала учительницей в селе Добрянка, от Перми – в 500 верст, вверх по Каме.
Наталья Александровна Уфимцева
В 1913 году уехала в Санкт- Петербург учиться на высших Стебутовских сельскохозяйственных курсах. В Германскую войну трограде, работала на военном заводе. В октябре 1917 года вступила в партию большевиков. Работала в Смольном, не раз слышала выступления В.И. Ленина. Из Петрограда была эвакуирована в марте 1918 года. Уезжала больной от истощения. В 1919 году вновь начала работать в школе. И работала в школах Пермской области до самой пенсии – 1954 года.
Я вспоминаю один разговор с бабушкой. Мне было лет 14. Как оказалось, это была наша последняя встреча с ней. Зашел разговор, о том, кем я хочу быть. Я утверждала, что хочу быть учителем. И бабушка сказала: «Профессия учитель – благородная, но очень сложная. Человек, если он стал учителем, не имеет права забывать об этом никогда. Он всегда и во всем должен быть примером для других людей. Он – учитель, и люди на него смотрят с этой точки зрения». Тогда я не поняла этих слов. Подумала: «Что может быть легче? Быть учителем и в профессии, и в жизни, и быть примером для всех!» А сейчас, когда сама проработала много лет учителем, поняла: «Да, это именно так. Учитель всегда должен оставаться учителем, не только в профессии, но и в поступках, в жизненных решениях!»
Крупинка вечности… Ген профессии…
Сейчас, имея педагогический стаж около 50 лет, я открыла удивительную истину: самая фантастическая форма жизни на земле – УЧИТЕЛЬСТВО. Учительство заключается не в передаче информации ученикам, а в развитии ученика, создании условий для формирования новой, еще не апробированной картины мира, необходимости чувствовать себя частью человечества. Тогда не будет деления на категории «молодой учитель – пожилой учитель»: лицо учителя всегда будет современным!
Крупинка вечности … Ген современности…
Блок однажды назвал Пушкина веселым. «Веселое имя Пушкин». А Лермонтов? «И вижу я себя ребенком …» – написал он, будучи известным поэтом.
А мое имя? Каким оно должно быть? Наверное, счастливым.
Мое отражение – мой внук, Всеволод, еще школьник, мечтающий стать учителем географии…
О своей семье рассказала Танюшина Татьяна Всеволодовна,
учитель географии КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики»,член Совета ветеранов профтехобразования Красноярского края, ветеран труда Российской Федерации