Династия Прокопьевых

Педагогический стаж династии составляет 230 лет.

Прокопьев Михаил Петрович-родоначальник педагогической династии. Родился в 1914 году на станции Пограничная, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), в семье офицера таможни. В детстве Миша мечтал стать учителем: был на КВЖД замечательный педагог – Григорий Иванович Хабаров, который, по словам Михаила Петровича, «был поистине учитель – просветитель, который дал путевку в жизнь своим ученикам. Попробуйте забыть такого Учителя!» Вот и старался ученик всю жизнь походить на своего учителя.
С 1933 года после окончания педагогического техникума г. Минусинска работал учителем географии сначала в Качульской, затем в Каратузской средней школе, заочно обучался в Томском государственном университете по специальности «География».  В ноябре 1939 года был призван Каратузским Райвоенкоматом на срочную службу в ряды Красной Армии. Проходил службу в Туркестане в г. Кызыл-Арват в 105 танковой дивизии в отдельном автомобильном батальоне. Расставаясь со своими учениками, Михаил Петрович был уверен, что через два года вернется к своей любимой профессии. Но судьба распорядилась иначе.
С июля 1941 года участвовал в боях на Смоленском направлении, затем в боях под Ельней. Попал в окружение, два месяца выводил группу бойцов из окружения. Воевал на Западном, Калининском, Воронежском 3-м Украинском фронтах. В апреле 1944 года при форсировании реки Днестр тяжело раненным попал в плен и 11 месяцев провел в 326 отдельном концентрационном лагере в районе г. Билефельд. В мае 1945 года был освобожден союзными войсками. Почти год провел в госпиталях: на момент освобождения некогда крепкий сибирский парень весил всего 38 килограммов.
В декабре 1946 года накануне Нового года вернулся в родное село, а уже в январе вышел учителем географии в родную школу. С 1947 по 1974 год преподавал географию в с. Каратуз, с. Качулька, с.Моторское, с. Таскино. С 1949 года был директором школ в с.Качулька, с.Моторское, с.Таскино,  с 1956 – 1958 г.г. – заведующим Каратузским РОНО.
 ИЛИ МОЖНО ТАК:
Прокопьев Михаил Петрович, (1914 – 1997) на стенде школьного музея Кочульской средней школы можно  прочесть следующее: «В 1935 г. окончил педагогический техникум г. Минусинска. Заочно окончил Томский государственный университет по специальности «География».
С 1935 работал учителем географии в Кочульской средней школе.
 С 1939 по 1945 г.- находился в рядах Красной армии.
С 1945 по 1974 год преподавал географию в с. Каратуз,
С 1949 г. был директором школ в с.Качулька, с.Моторское, с.Таскино,
С 1956 – 1958 г.г. – заведующим Каратузским РОНО.
Награжден грамотой Министерства образования СССР».
Сухие, казенные строчки, которые не дают ответов на некоторые вопросы: как специалист сельского хозяйства (в 1932 году Михаил Петрович окончил Минусинский сельскохозяйственный техникум) решил стать учителем? Кто помог выбрать путь преподавателя? Учитель: каков он?
В дневниковых записях Михаила Петровича находим комментарий к его учительской деятельности.
«В начале июня 1932 года, после окончания Минусинского сельскохозяйственного техникума, я был направлен Западносибирским «Овцеводтрестом» на работу в Ужурский совхоз «Овцевод» в качестве зоотехника. В совхозе работал до весны 1935 года, где тяжело заболел бруцеллезом. К моему счастью, опытные врачи г.Томска, где я находился на излечении, сумели меня поставить на ноги. Особенно я благодарен профессору Сибирцеву, под руководством которого лечили меня.
После излечения консилиум врачей решил, что в силу ряда причин мне в дальнейшем на зоотехнической работе находиться нельзя. Необходимо переквалифицироваться, то есть приобрести новую профессию.
Я вернулся домой в с. Кочульку Каратузского района Красноярского края. Где жили мои родители. Здесь я встретил своего первого учителя, всеми уважаемого Григория Ивановича Хабарова, который к тому времени проработал в Кочульской школе 25 лет. Его авторитет как учителя. Как общественника, организатора первых колхозов, в Кочульке был непререкаем не только для учащихся, но и для всего взрослого населения. К нему шли за советом, с жалобами и проблемами мужики, женщины и тем более ученики. И всегда он находил при любых обстоятельствах разумное, правильное решение. Нет. Не наследил он в своей жизни, а оставил добрые следы в памяти людей.
В годы Отечественной войны в свободные минуты перерывов между боями мне много приходилось рассказывать своим солдатам и офицерам о своем учителе – прекрасном человеке, неустанном, очень умном Григории Ивановиче Хабарове.
И едва научившись ходить на костылях, я обратился к нему: что мне делать дальше?
– Ничего особенного, научись за лето ходить без костылей, отдохни, а осенью иди преподавать в свою школу.
– Я же не учитель, Григорий Иванович.
– Знаю, знаю, но ты должен и можешь стать хорошим учителем.
Григорий Иванович пригласил меня на свою квартиру. За чашкой чая прочитал в своем дневнике о некоторых своих воспитанниках. А затем добрался до меня.
Я был удивлен его исключительной прозорливости знания внутренней жизни каждого его ученика: способный он или неспособный, ленивый или старательный, к чему имеет склонности, каковы дальнейшие перспективы. Получилось так, что каждому из нас он довольно точно запрограммировал будущее».
Итак, тяжелая болезнь и встреча с первым учителем стали той отправной точкой, от которой стоит вести отсчет учительской деятельности Михаила Петровича длиною в 38 лет. К счастью, мне удалось пообщаться с учениками Прокопьева М.П. – Панченко Надежда Михайловна, учитель географии МОБУ «СОШ № 16», окончила Моторскую среднюю школу в те годы, когда директором был мой прадед. Могу утверждать, что это был настоящий Учитель. Во-первых, стремительное продвижение по карьерной лестнице свидетельствует о незаурядных способностях прадеда, во-вторых, грамотой Министерства образования СССР награждали достойных, лучших учителей Советского Союза, в-третьих, у Михаила Петровича был пример, которому он стремился следовать всю свою трудовую жизнь. «По моему и не только по моему глубокому убеждению, это был поистине учитель – просветитель, который дал  путевку в жизнь своим ученикам. Попробуйте забыть такого Учителя!». В дневниковых записях Михаила Петровича можно найти ответ и на вопрос, каким должен быть настоящий учитель. «Истина заключается в том, чтобы учить, надо самому очень много знать, неустанно учиться. Учиться, совершенствовать свои знания столько времени, сколько ты живешь на Земле». 

Прокопьева Анна Прокопьевна, (1918 – 1996). После окончания Минусинского педагогического училища (1935 г.)  проработала учителем начальных классов в Каратузском районе. В 1974 году ушла на заслуженный отдых.
Награждена грамотой Министерства образования СССР.
Анна Прокопьевна проработала учителем начальных классов 39 лет. Почему стала учителем? Наверное, потому, что после окончания семилетки она могла получить образование или в сельскохозяйственном техникуме, или в педучилище, но Анна выбрала второе. И никогда об этом не жалела. В педагогическом техникуме (так именовался Минусинский педагогический колледж) познакомилась с Прокопьевым Михаилом Петровичем – своим земляком (оба из одного села, правда, деда Миша не обращал на нее внимания на сельских вечеринках – посиделках), после окончания вслед за мужем отправилась в Каратузский район учить ребятишек грамоте.
30-40-е годы Анна Прокопьевна считала самыми важными  годами своей педагогической деятельности. Почему? Ответ мы находим в исписанном крупным почерком двойном листочке, вероятнее всего, это черновик письма. «Как это назвать: близорукость или невежество. Сейчас чтут все тех, которые получили высшее образование за счет созданного нами. Учителя 30-х годов пробивали дорогу к знаниям всем людям днем и вечером. Днем учили маленьких, вечером не грамотных мужчин, женщин, матерей, и нам помогали ученики 4 – 7 классов. Я считаю учителя 30-х годов, особенно военных лет, самыми заслуженными учителями. Работали днем в школе, ночью работали в колхозе на току. И никаких выходных, все были воскресники. Изо дня в день, из часа в час мы учили и воспитывали. А во время войны какую работу вели: учили на квартирах, собирали мерзлую картошку, кормили нуждающихся детей в школе…».
На этом записи обрываются, но они свидетельствуют о сильном характере Анны Прокопьевны, которая всегда отстаивала справедливость. 

Прокопьев Виктор Михайлович, (1949 – 2015) принадлежал к тому поколению людей, чей жизненный путь вызывал искреннее восхищение и уважение — полностью посвятил себя работе в должности директора и учителя в Знаменской школе. Родился в Каратузском районе в семье учителей.
В 1966 году уехал работать в Норильск, был рабочим по ремонту шахтного оборудования на горно-металлургическом комбинате им. А.П. Завенягина. В 1967 году поступил на физико-математический факультет АГПИ. На выбор факультета повлияла тетя, тоже учитель. В годы обучения работал в строительном отряде, возводили здание института, выезжали на сбор урожая в Ширинский район, работали на токах-обрабатывали зерно, копали картошку, участвовали в художественной самодеятельности.Четыре года танцевал в ансамбле физико-математического факультета. Участвовал и в общественной работе, входил в состав студенческого профсоюза. Педагогическое  мастерство оттачивал в Усть-Абаканской колонии для несовершеннолетних.
После окончания института в 1971 году был направлен в Знаменскую школу в качестве учителя физики и астрономии.
В 1972-1973 гг. служил в рядах Советской армии в Дальневосточном Краснознаменном военном округе в отдельном разведывательном батальоне старшиной роты.
После окончания института педагогическая деятельность Виктора Михайловича «завертелась, закружилась»: учитель физики, классный руководитель, год службы в Вооруженных силах, учеба в университете Марксизма-Ленинизма, директор школы на протяжении 30 лет (1981-2010 гг). Он всегда пропадал в школе, его интересовало все: от кадров до цвета краски на стенах. В сорокоградусную жару контролировал ремонт школы, в новогоднюю ночь следил за температурным режимом школы. Он не умел отдыхать. Его кредо: учитель – это Человек. 

Прокопьева (Савельева) Нина  Арсентьевна

Школьные годы Нины Арсентьевны пришлись на «реформаторские» 1955 – 1966 годы. Выпуск 1966 года был первым, когда ученики с семилетки перешли на экзамены в 8 классе, а также впервые обучались 11 лет. «Так как программа за курс средней школы была пройдена, то в 11 классе мы занимались, в основном, по дополнительной литературе. Немецкий язык учили по газете «Doutschzeitung», литературу по роман – газете, математику и физику – по сборникам для поступающих».
Любимыми предметами Нины Арсентьевны были математика и литература, литературу вела Филатова Людмила Михайловна, которая, по мнению Нины Арсентьевны, была учителем от Бога. «Она-то и определила мое желание стать учителем».
В 1966 году Нина Арсентьевна поступила в Абаканский педагогический институт на физико – математический факультет, отделение «Математика». С первого курса избрана в Комитет комсомола курса. Самое яркое воспоминание из студенческой жизни – создание первого стройотряда и работа на строительстве теплотрассы в Ширинском районе. «Жили в палаточном городке, который располагался между горами «Любовь» и «Разлука». В свободное время студенты ходили на танцевальный кружок, там Нина Арсентьевна познакомилась со своим будущим мужем – Прокопьевым Виктором Михайловичем. В 1970 году начала работать в своей родной школе с. Знаменка учителем математики. Самое памятное событие из педагогической деятельности – это первые ученики. Нине Арсентьевне дали 5 класс, тот самый, «который мы, одиннадцатиклассники, за ручки вводили четыре года назад в первый класс. Их было 38 учеников».За 41 год педагогической деятельности Нина Арсентьевна выпустила ни одну сотню учеников, работала и с малышами, и с выпускниками. Чтобы эффективно преподавать, бабушка получила вторую специальность – школьного психолога. По мнению Нины Арсентьевны, настоящий учитель «всегда может поставить себя на место ребенка, умеет ему сопереживать, учитель всегда помнит свое детство и свое ощущение ученика». 

Прокопьев Валерий Викторович

Валерий Викторович окончив Знаменскую среднюю школы, в 1987 году поступил, как и родители, на физико-математический факультет Абаканского государственного педагогического института по специальности «физика». С 1992 году работал учителем физик в школе № 9 г. Черногорска, а с 1993 года работает учителем физики в школе №16 г. Минусинска. Он не хотел быть учителем: тетрадки, педсоветы, общественная работа, загруженность чужими проблемами родителей и бабушки с дедушкой не вызывали симпатий к педагогической деятельности. Но при этом он любил физику, любил экспериментировать, мечтал о поступлении в МФТИ имени Баумана, даже окончил заочно физико-математическую школу при институте. И тут вмешался случай, в результате чего Валерий Викторович вынужден был оставить мечты о Бауманке. Утешением стал физико-математический факультет Абаканского пединститута. Вот тут-то занятия в заочной школе пригодились. На протяжении двух лет являлся победителем предметных олимпиад по физике, входил в сборную команду института. Времени хватало не только на занятия физикой, но и на бальные танцы и стрельбу. 
Самое яркое событие – педагогическая воспитательная практика в пионерском лагере «Орленок», который располагался в таежной зоне за Абазой. Воспитанниками вожатого Прокопьева Валерия были ребята из Гомеля, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Перед воспитателями стояла сложная задача: оздоровить ребят не только физически, но и душевно, ведь многие из них были срочно эвакуированы из «зоны отчуждения» и ничего не знали о своем будущем. В этом пионерском лагере папа понял, что быть учителем его призвание. Проработав год в школе г. Черногорска, Валерий Викторович переезжает в Минусинск, где устраивается на службу в МВД, но двух месяцев ему хватило, чтобы понять, что без физики, без шумных всем интересующихся учеников, без рутинной работы жизнь скучна и однообразна. Он возвращается в школу. Это уже судьба. Здесь он встречает свою будущую супругу, здесь завязываются дружеские отношения с коллегами, которые длятся уже 32 года. 

Прокопьева (Сёмкина) Елена Владимировна

«Я окончила одну из лучших школ города – школу №9, у меня были самые лучшие учителя: учитель математики Сергушкина В.Ю., учитель физики Малишевская Л.Р., учитель химии Алексеева Н.К., учитель немецкого языка Кокова Л.Я., учитель русского языка и литературы Малыгина Н.В.. Благодаря им, их профессионализму, мудрости я выбрала профессию учителя. Свой выбор я сделала еще в классе седьмом, у меня было три года «потренироваться» Мой учитель, моя вторая мама – Малыгина Наталья Васильевна, позволяла мне вести уроки русского языка и литературы, а сама садилась за парту, смотрела, после урока анализировала. Ее советы очень мне помогли и в институте, и в первые годы педагогической деятельности, и сейчас Наталья Васильевна помогает мне советом и добрым наставлением. Поэтому всегда стараюсь быть лучшей – не могу подвести людей, которые верят в меня».
Окончила Хакасский государственный университет в 1997 г. Елена Владимировна работает учителем русского языка и литературы в школе №16 г. Минусинска, с 2012 года занимает должность заместителя директора по  учебно-воспитательной работе. 

Прокопьев Владислав Валерьевич родился 23 мая в 1999 в городе Минусинске. Владислав студент Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, института  естественных наук и математики, будущий учитель физики.

Закрыть меню