История одной выставки

       В канун празднования в 1940 г. XXIII годовщины Октябрьской революции в Красноярске начали работу две большие выставки, прибывшие из столицы. Во Дворце культуры железнодорожников экспонировались 150 картин и рисунков русских художников-реалистов XVIII – XIX, начала ХХ столетия из фондов Третьяковской галереи. (Красноярский рабочий № 235 от 9 октября 1940 г.)

      25 октября в Доме учителя (ул. Кирова, № 24) открылась выставка западноевропейской живописи и гравюры XV-XX вв. На ней были представлены 60 произведений итальянских, голландских, фламандских, французских и других европейских мастеров. Выставка была организована Комитетом по делам искусства при СНК СССР на основе коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственного музея нового западного искусства. Она стала крупнейшим мероприятием «по культурному обслуживанию Дальнего Востока и Сибири». Ее целью было «дать возможность по подлинным произведениям величайших мастеров прошлого ознакомиться с важнейшими этапами развития искусства». Посетить выставку можно было ежедневно с 12 часов дня до 10 часов вечера. Путевки для экскурсий и билеты продавались в Доме учителя в кассе выставки, а так же «уполномоченными-культурниками». (Красноярский рабочий № 248 от 24 октября 1940 г., № 249 от 25 октября 1940 г.)

      Сотрудник московского музея Р.И. Бендерский в газете «Красноярский рабочий» № 259 от 6 ноября 1940 г. в рекламных целях опубликовал статью с детальным анализом экспонатов выставки. Выставка представлена как иллюстративный рассказ по истории западноевропейского искусства. Среди мировых шедевров названы произведения Леонардо да Винчи, Ланджетти, Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Ван-Дейка, Верне, Хогарта, Цорна, Марке, Шардена, Греза, Фрагонара, Ватто, Давида и других. Автор статьи называет отдельные картины и гравюры: «Мадонна с младенцем и со святыми» мастера школы Пальмы Веккио, «Поклонение волхвов» Робетта, офорты «Иосиф рассказывает свои сны», «Портрет ювелира Яна Лютмы», автопортрет Рембрандта, «Портрет епископа Гентского» Ван-Дейка, «Битва» Куртуа, «Играющие амуры» Лемуана. Большой раздел выставки составили работы голландской школы живописи XVII в., известных импрессионистов и художников-авангардистов.

      Показанные на выставке в Доме учителя произведения западноевропейских мастеров ныне хранятся в ГМИИ и Государственном Эрмитаже. В условиях борьбы против всех форм «космополитизма», в том числе формализма и импрессионизма в живописи 6 марта 1948 г. Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) был ликвидирован как «рассадник низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой». Его фонды были поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин французских импрессионистов и постимпрессионистов – Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других.

      Других сведений об уникальной художественной выставке пока найти не удалось.

Закрыть меню