Отрывок из книги «Прими земной поклон», с. 380-381:
«Большую работу по обеспечению детей учебниками проводит Оберман Р.А. В библиотеке создана уютная, в то же время рабочая обстановка. Наведён полный порядок в учёте учебников и художественной литературы. В последние годы поставка учебников осуществляется в неполном объёме, поэтому существует обменный фонд. Это удобно. Но сколько требует времени! Да и сам процесс доставки учебников ложится на школу. Раиса Андреевна с этим справляется. Работает по плану, проводит библиотечные уроки, выпускаются юбилейные бюллетени, проводятся презентации книг. С удовольствием осваивает информационные технологии. При библиотеке работает актив учащихся. Пополняется медиатека. Кроме того, ведёт большую общественную работу в коллективе по чествованию юбиляров, по оказанию взаимной помощи. Также ведёт делопроизводство и справляется успешно.
А начинала свою трудовую деятельность Раиса Андреевна Бондарева в 1966 году, когда приехала к нам по распределению с подругой Людмилой Ивановной Якимиди (Винниковой) из Краснодарского края. Раису Андреевну назначил директор в старшие классы, хотя по диплому она была учителем начальных. В 1972 году окончила заочно Кубанский Государственный университет, филологический факультет. До 1984 года вела уроки русского и литературы, была организатором внеклассной работы. Позднее по состоянию здоровья перешла в начальную школу. К работе всегда подходила творчески. Ко всем урокам вела тщательную подготовку, свидетельствую об этом как муж и как директор. Все предметные журналы у неё были исчёрканы карандашом, в них она находила полезные изюминки и внедряла в свою практику. Практически у неё не стояли проблемы с дисциплиной. И я знаю почему. Потому что, когда уроки тщательно подготовлены, когда дети загружены работой, то и отвлекаться никому некогда. Поэтому когда учитель говорит, что у него проблемы с дисциплиной, это означает только одно: учитель плохо спланировал урок, не занял всех детей работой. И ещё: не надо быть скупым на хорошие оценки. Сколько раз наблюдал, что поставленная с натяжкой пятёрка, даёт больший эффект, чем двойка. Но это я понял не сразу. По молодости часто ставил отрицательные оценки. Да так ставил, что до сих пор выпускники вспоминают, помню ли я те единицы и двойки. Помню и каюсь.
Будучи организатором, Раиса Андреевна, как умелый режиссёр, готовила общешкольные мероприятия, концерты, вечера. Всегда привносила в них творчество, связь с местным материалом, старалась уйти от штампов. Особенно хорошо получалось художественное чтение. Она не могла приготовить некачественное мероприятие, сама себе ставила планку и стремилась её достичь. Многие дела мы готовили совместно, и это тоже давало положительный результат. Высокую оценку её труду давала администрация. Вернувшись в начальную школу, Раиса Андреевна смогла освоить современные методы обучения и так строила уроки, что они стали похожими на художественные произведения. Её выпуски отличались умением решать проблемные задания, работать в группах, проводить самооценку и оценку товарищей. Коллективные формы деятельности сказывались на хорошей технике чтения, на решении нетрадиционных заданий. В классах не было явной группы отличников, но и не было безнадёжно отстающих детей. Отношения с родителями строились грамотно. Они постоянно вовлекались в общеклассные дела. В день рождения каждый ребёнок получал подарок и поздравление от класса и учителя. В классах формировался здоровый коллектив. Никогда не высмеивались неудачники, но и не восхвалялись чрезмерно лидеры. Не всем учителям это удаётся».
Табакаева (Оберман) Наталья Викторовна, учитель русского языка
Третьим представителем учительской династии стала наша дочь Наталья Викторовна, которую мы, родители, учитывая собственный педагогический опыт и немалые трудности на этом пути, старались отговорить от поступления в педагогическое заведение. Но не удалось. После 9-го класса появилось желание поехать в Канское педучилище, но в последний момент подумала, что у неё не будет в школе выпускного бала. А так хотелось! И выпускной состоялся. А Канск остался в стороне. Но его заменил Красноярск. Вскоре окунулась в школьные будни в качестве старшей пионервожатой в родной школе. Через год стала вести уроки. Так завертелась школьная карусель. И сойти с нее удается не каждому. Поступила на заочное обучение в КГПУ им. Астафьева и успешно его закончила. Хорошую закалку прошла, работая в начальной школе вместе с мамой Раисой Андреевной.
Какие качества характерны для неё? Это – ответственное выполнение порученного дела. Педагогическая кухня включает в себя некие стандарты, нормативы, инструкции, все это так. Но если следовать только им, тогда ты превращаешься в функцию. Педагогу нельзя обойтись без творчества. В работе Натальи всегда присутствует элемент творчества, хоть в урочной деятельности, хоть во внеурочной. Уроки продумываются детально, дети загружены по полной программе. Одной из первых стала использовать информационные технологии, но считает, что ничто не заменит кропотливую, ежедневную, вдумчивую, осознанную работу со Словом. А уж если ты не дружишь с правилами и определениями, то не видать тебе и успеха. Этого и добивается от учащихся. Пара минут выделяется и для неформального общения с ребятами, это сближает обе стороны, служит некоторой разгрузкой.
Любит опираться на межпредметные связи с уроками истории, музыки, ИЗО. Например, на уроке литературы проходится поэма «Илиада», и вот уже дети бегут к учителю музыки и просят выучить песню «Одиссей». Обладает завидным качеством трансформировать размещенные в Интернете материалы под свои учебные и внеклассные задачи. Когда-то в 14 летнем возрасте посетила с бабушкой Украину, с тех пор неравнодушна к украинской культуре. А в Николая Васильевича Гоголя так просто влюбилась и передает эту любовь детям. И, кажется, дети ее понимают.
Наталья Викторовна очень музыкальна, хорошо поет, прекрасно танцует, знает песенное искусство прошлых лет. Эти знания и умения по мере надобности, (а когда это необходимо, учитель чувствует), ненавязчиво вводятся в ткань урока. Урок становится живым. А поскольку в Степановке дети тоже очень музыкальные, тут и начинается взаимодействие. В.А.Сухомлинский говорил, что «нигде так хорошо не думается, как на уроке хорошего учителя» – на уроках Натальи Викторовны именно хорошо думается, она умеет завести, настроить класс и повести за собой в мир Слова.
Н. В. Табакаева приняла участие в конкурсе «Душа Сибири», посвященном творчеству великого писателя В.П.Астафьева, представив внеклассное мероприятие «Азбука нравственности» по его детским произведениям. Была приглашена на подведение итогов в Овсянку, заняла призовое место. Астафьев является любимым её писателем.
Умело готовит школьников на конкурсы стихов и прозы. Последние годы её дети декламируют прозу В.П. Астафьева. Юные чтецы на конкурсах художественной самодеятельности занимают призовые места. Выезжали в г. Канск, в Красноярск.
А выпуск 2013 г. был у Натальи Викторовны особенный. Приняла их в первом классе, работая учителем начальных классов. А в пятом классе стала вести у них уроки русского языка и литературы. И ещё классный руководитель! Так что с ними рука об руку, плечо к плечу 11 лет. Ведёт серьёзную подготовку к ЕГЭ. Хороший результат этому свидетельство. Её выпускники все удачно определились. Она передаёт им наилучшие пожелания и поздравления.
В 2014 году Табакаева Н.В. стала победителем муниципального конкурса «Учитель года». В качестве приза получила льготную путевку в санаторий «Белокуриха». И это правильно, после такого изматывающего конкурса учителю требуется реабилитация. Уже несколько лет является экспертом по проверке результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классах. Дочь Карина учится в магистратуре СФУ и заочно в этом году оканчивает юридический факультет РГСУ.
Словом, родители уже нисколько не жалеют, что дочь пошла по их стопам и продолжает учительскую династию. Они радуются – их дело продолжается. Папа мечтает, чтобы серьёзно занялась еще и краеведением, будет кому передать школьный музей.
Такая наша династия.