Антонина Петровна Павленко

А мне Россия навек люба, в судьбе России моя судьба

А.П. Павленко родилась в Красноярске в 1959 г. Окончила Красноярский технологический техникум по специальности «технолог швейного производства». Позднее прошла курс обучения в Куйбышевском Доме моделей по программе «Модельер-конструктор». Более 25 лет работала учителем технологии в средней школе № 93 им. М.М. Царевского г. Железногорска, ныне ветеран педагогического труда, продолжает там же трудиться как педагог дополнительного образования.

Антонина Петровна – яркая и неординарная творческая личность. Она успешно реализует в рамках своего учебного предмета различные педагогические методики. Активно участвует в работе городского методического объединения учителей технологии и педагогических площадок по обмену опытом, сама проводит обучающие мастер-классы. С 2005 г. является председателем аттестационной экспертной комиссии. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

Одной из педагогических инноваций мастерицы стал большой проект «Ее величество мода». В 1995 г. она организовала в рамках внешкольной работы с учащимися 6-11 классов театр моды «Неролли». Под руководством наставницы ученицы шьют стилизованные древнерусские костюмы и современные ансамбли одежды. И потом демонстрируют эксклюзивные модели на различных сценах во время городских, зональных и краевых фестивалей, конкурсов и праздников. Коллектив был неоднократно отмечен дипломами лауреатов. В 2015 г. получил Гран-при на Всероссийском конкурсе «Результат» за коллекцию «Россия, Родина моя!». В феврале 2016 г. Антонина Петровна была отмечена дипломом «Лучший руководитель» по итогам красноярского конкурса-фестиваля в рамках Международного проекта «Сибирь зажигает звезды».

Театр моды «Неролли»

Художественно-педагогическая деятельность учителя-новатора протекает в русле решения важнейших задач школьного воспитания, связана с формированием у подрастающего поколения нравственных принципов патриотизма, любви к Отечеству, его истории и культуре, гордости за свою страну.  

Коллекции одежды Антонины Петровны яркие и самобытные. При их создании она обращается к историческому наследию России. Вдумчиво изучает особенности головных уборов, платьев, обуви, украшений и аксессуаров разных художественных стилей. Особенно близки ее душевному строю и внутреннему мировосприятию русские народные костюмы. Их основные элементы сложились еще в Древней Руси и окончательно оформились к XVII в.

Костюмы А.П. Павленко

Характер женской национальной одежды формировался под влиянием идеала женской красоты того времени и представлений народа о женственности и семейных ценностях, широкого спектра духовных традиций и норм обрядового поведения. Одежда шилась свободной, широкой и длинной, скрывая формы женского тела и внушая мысль о скромности и целомудрии, защищенности человека в неспокойном мире. Характерной отделкой русского костюма была оторочка цветной тканью и вышивка. На одежду нашивались или пристегивались различные украшения – аламы, образцы, запоны, кружева, ожерелья.

Антонина Петровна не копирует точь-в-точь старинные одеяния. Ее творческое воображение создает новые современные образы, вырастающие на основе стилизации древних форм, силуэтов, деталей, приемов, текстурных и цветовых сочетаний, декоративной отделки. Это творческая свободная интерпретация элементов древнерусского стиля, выраженная языком современного искусства. Композиция каждого ансамбля организуется как внутренне конструктивное построение за счет приемов симметрии, аналогии или контраста и отражает связь с окружающей средой и современным зрителем. Ее костюмы в народном стиле воспринимаются как целостные и законченные произведения.

Костюмы А.П. Павленко

После рождения художественного замысла работа над будущей моделью проходит этапы эскизирования и проектирования на бумаге. Мастерица ищет оптимальные формы с утилитарными, эргономическими, эстетическими качествами, производит расчеты соразмерности элементов и деталей. Подбирает сочетаемые друг с другом ткани и элементы декора, способы обработки и окантовки, чтобы придать каждой создаваемой вещи индивидуальность и неповторимость. Потом чертит выкройки, на основе которых задуманное воплощается в действительность. 

Опытный взгляд и чувственные ощущения дизайнера позволяют достигать сбалансированного равновесия частей и целого в изделии. Ею широко используются характерные для русской народной одежды многослойность, горизонтальное членение силуэта, эмоционально насыщенное колористическое решение, традиционные символические орнаменты.

Каждый ее костюм – это сложный комплекс, синтез различных видов декоративного творчества. Каждая модель становится отражением личностных представлений автора о красоте, гармонии и целесообразности. В изделиях читается глубокая любовь мастерицы ко всему русскому, ее восприятие великой русской культуры в целом. Активно задействована вариативность возможностей традиционных народных промыслов.

Участники концертной программы краевого
творческого фестиваля «Таланты без границ» 2015 г.
в костюмах А.П. Павленко

Коллекции Антонины Петровны обретают самодостаточные оригинальные названия: «Перезвон колоколов», «Гляжу в озера синие», «Времена года», «Миру мир», «Россия, Родина моя!», «Гжельские узоры». Отдельные костюмы любовно нарекаются личными древнерусскими именами «Радосвета», «Лучезара», «Добродея», «Венцеслава» или величественными «Русь Золотая», «Русь Великая», «Россия».

Для изготовления костюмов мастерица подбирает современные ткани – габардин, искусственный шелк, хлопчатобумажные, жаккардовые и портьерные ткани, трикотажное полотно, тюль, бархат, парчу. В линиях силуэта и особенностях кроя моделей угадываются прообразы летника, сарафана, шушуна, опашня, занавески, душегреи, епанечки. Полики кроятся прямыми и косыми, часто применяется сборка деталей, конструктивные решения декоративно подчеркиваются.

Участники концертной программы краевого
творческого фестиваля «Таланты без границ» 2015 г.
в костюмах А.П. Павленко

В отделке широко используются кружево, вуаль, тесьма, атласные ленты, бусины, бисер, стеклярус, пайетки. Любимые художественные техники мастерицы – пэчворк, аппликация, вышивка бисером и бусинами. Вместо традиционных вышитых орнаментов по вороту, подолу, рукавам удачно подобрана декоративная тесьма.

Головные уборы представлены шерстяными платками, лентами и кокошниками разных форм. С древних времен кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. Его расшивали символическими орнаментами супружеской верности и плодородия. Антонина Петровна украшает кокошники аппликацией, вышивкой бисером и бусинами, жемчужной поднизью в той же декоративной схеме, что и платье. У висков крепятся рясны – подвески из жемчужных бусин или их имитации. 

Направление художественной деятельности Антонины Петровны  протекает в русле очень популярного в наши дни во всем мире стиля «а-ля рус». Его начало предопределила еще Екатерина II введением в придворную моду богато украшенного офранцуженного сарафана и кокошника. Следующим этапом в 1834 г. стал указ императора Николая I об особой придворной моде «а-ля бояр». Во 2-й половине ХIХ в. вовсе наблюдался огромный всплеск интереса к русскому костюму. Апогеем этого явления стали костюмированные балы 1883, 1894 и 1903 гг., на которых представители российской аристократии были одеты по моде XVII в. После революции русские эмигранты способствовали распространению стиля «а-ля рус» по всему миру. Новинками 1920-х годов стали платья, расписанные анилиновыми красителями по шелку в духе русского лубка и разнообразные головные уборы на основе кокошника, был популярен «боярский воротник» - стойка.

Участники концертной программы краевого
творческого фестиваля «Таланты без границ» 2015 г.
в костюмах А.П. Павленко

Русский стиль в одежде широко используют в своем творчестве ведущие российские модельеры Вячеслав Зайцев, Денис Симачев и другие, а на Западе – Ульяна Сергеенко. К русским мотивам неоднократно обращались мэтры индустрии моды Поль Пуарэ, Ив Сен Лоран, Жан Поль Готье, Джон Гальяно. Изящная бело-голубая гжель вдохновила Валентино Гаравани на создание нежных и женственных нарядов, где по белоснежному полю распускались голубые цветы. Сегодня тенденции стиля «а-ля рус» выражаются в расклешенных юбках и платьях разной длины, косой застежке, вышивках и отделках, имитирующих народный орнамент, использовании яркого чистого цвета – красного, белого, черного, насыщенного синего.

Творчество Антонины Петровны демонстрирует безграничные возможности русского стиля. Уверенной поступью она шагает в ногу с тенденциями современной моды, смело экспериментирует с материалами и их сочетаниями, применяет в оформлении костюмов техники и приемы других видов декоративно-прикладного искусства. В 2009 г. модельер продемонстрировала свои костюмы на  выставке 5-го фестиваля мастеров декоративно-прикладного искусства и художников-любителей среди работников образования и ветеранов педагогического труда «Русь мастеровая». Ансамбль одежды из коллекции «Гляжу в озера синие» сразу же принес ей диплом лауреата в номинации «Костюмированная мозаика».

Костюмы А.П. Павленко
на выставке фестиваля «Русь мастеровая 2009»

КОСТЮМ  ИЗ  КОЛЛЕКЦИИ
«ГЛЯЖУ  В  ОЗЕРА  СИНИЕ»

(слева) Стрейч-габардин, бархат с напылением, тесьма, шитье, аппликация, 2007 г. Диплом лауреата краевого фестиваля «Русь мастеровая 2009»

Работы А.П. Павленко

     

КОСТЮМ  ИЗ  КОЛЛЕКЦИИ  «ГЛЯЖУ  В  ОЗЕРА  СИНИЕ»

Стрейч-габардин, бархат с напылением, тесьма, шитье, аппликация,  2007 г.

КОСТЮМЫ  ИЗ  КОЛЛЕКЦИИ  «ГЛЯЖУ  В  ОЗЕРА  СИНИЕ»

Черный габардин, шерстяные платки, кружево, тесьма, шитье, 2007 г. 

    

КОСТЮМЫ  ИЗ  КОЛЛЕКЦИИ  «ПЕРЕЗВОН  КОЛОКОЛОВ»

Габардин, ткани разного состава, кружево, тесьма, картон, шитье, пэчворк, 2006 г.

     

КОСТЮМ  «БЕРЕГИНЯ»

Искусственный шелк, ткани разного состава, шитье, пэчворк, 2008 г.

КОСТЮМЫ  «РАДОСВЕТА  И  ЛУЧЕЗАРА»

Креп-сатин, белый шелк, парча, бусины, бисер, шитье, низание и плетение, 2007 г.

КОСТЮМ  «ЛУЧЕЗАРА»

Красный габардин, тесьма, шитье, 2008 г.

КОСТЮМ  «ДОБРОДЕЯ»

Красный габардин, тесьма, шитье, 2008 г.

КОСТЮМ  «РУСЬ  ЗОЛОТАЯ»

Черный и красный габардин, черный шелк, бархат, тесьма, картон, шитье, аппликация, 2009 г.

        

КОСТЮМ  «ВЕНЦЕСЛАВА»

Черный габардин, х/б ткань, тесьма, атласная лента, шитье, аппликация, 2009 г.

КОСТЮМ  «ПАВА»

Черный габардин, искусственный шелк, жаккардовая тесьма, нити ирис, шитье, 2009 г.

    

КОСТЮМ  «РОССИЯ»

Белый х/б тюль, вуаль, парча, тесьма, кружево, бусины, бисер, пайетки, шитье, вышивка, низание,  2015 г.

        

КОСТЮМ  «РОССИЯ»

Белый х/б тюль, вуаль, парча, тесьма, кружево, бусины, бисер, пайетки, шитье, вышивка, низание, 2015 г.

    

КОСТЮМ  «РУСЬ  ВЕЛИКАЯ»

Ткань жаккардовая и портьерная, вуаль, широкое хлопковое кружево, тесьма, бусины, стеклярус, шитье, пэчворк, аппликация, вышивка, низание, 2015 г. 

КОСТЮМ  «ГЖЕЛЬ»

Белый искусственный шелк, х/б ткань с орнаментом гжели, тесьма, шитье, аппликация, 2015 г.  

КОСТЮМ  «ГЖЕЛЬ»

Белый искусственный шелк, трикотажное полотно, х/б ткань с орнаментом гжели, тесьма, шитье, аппликация, 2015 г.  

Закрыть меню