Династия Оберман

Из  семьи Оберман более десятка избрали профессию учителя или воспитателя:

  1. Дядя Роберт Александрович (1939-1995) – учитель географии;
  2. Тетя Ольга Александровна (1948) – преподаватель иностранного языка;
  3. Дядя Юрий Александрович (1951-2007) – учитель физкультуры;
  4. Сестра Нина Яковлевна (1953) – учитель математики;
  5. Жена Раиса Андреевна (1947) – учитель русского и литературы;
  6. Дочь Наталья Викторовна (1974) – учитель русского и литературы;
  7. Сродная сестра Валентина Александровна (1953) – учитель русского языка;
  8. Сродная сестра Валентина Робертовна (1965) – психолог, воспитатель детсада;
  9. Сродная сестра Ольга Александровна (1963) – воспитатель детского сада;
  10. Племянница Ирина Николаевна (1976) – учитель математики и информатики;
  11. Двоюродная племянница Роза Михайловна (1989) – учитель химии и биологии.

Оберман Виктор Яковлевич, учитель истории

        Как учитель истории, отмечаю, что школьное историческое образование после серьезного разлома конца 20 века постепенно нормализуется: вводятся новые стандарты, возвращаемся к единому учебнику истории, издаются полезные рабочие тетради, создаются богатые интернет-ресурсы. Историки отказываются от  авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу поисково-исследовательского по характеру и демократического по стилю педагогического процесса.
        Я прихожу на урок к детям как олицетворение двух эпох: советской  и постсоветской. Любые мои идейные умозаключения довожу до сведения детей в плоскости прохождения между Сциллой и Харибдой таким образом, чтобы не умалять или превозносить ценности той или иной эпохи, а представить все лучшее в них с непременным выводом: вы должны засучив рукава трудиться для укрепления единой и неразделимой России.
        Семья моих родителей самая обыкновенная – семья тружеников из разряда сосланных немцев. Отец Яков Карлович (1926-2010) – лесоруб Степановского леспромхоза, ставшего уже достоянием истории, мать – уборщица Степановского сельсовета (1930). Сестра Нина – учитель математики, брат Владимир – следователь.
        Босоногое детство проходило в окружении первозданной тайги, в играх и общении со сверстниками. Рос я несколько стеснительный, но постепенно этот комплекс слабел. Надо было учиться и работать. Попытаюсь представить свою биографию в синхронной связи с известными  историческими датами. Такой принцип использовал при праздновании своего 60-летия. Я синхронизировал  этапы моей жизни и страны, при этом школьники еще и делали символические зарисовки. Заодно повторили исторические факты.
        Итак, год рождения 1949 – это год испытания атомной бомбы в СССР, год создания СЭВ, образования ГДР, ФРГ, КНР. В 1953 году родилась сестра Нина – год смерти И.В.Сталина. Мне  помнится это событие, потому что дедушка на своем доме прибил траурный флаг, а в нашем лагере, при котором трудились мои родители и дедушка, тревожно звучал гудок.
        Начало обучения в школе ассоциируется у меня с 20 съездом КПСС (1956). 2 класс – с запуском первого космического спутника (1957). Прием в пионеры в 1959 году соответствует «окончательной победе социализма».  Полет Ю.А.Гагарина, вызвавший всенародное ликование от наших успехов, совпал у меня с небольшим огорчением – за 3 четверть в 5 классе по литературе впервые получил оценку «удовлетворительно».  До сих пор собираю фотографии Юрия Алексеевича и демонстрирую их на уроках. В этом же 1961 году была принята Программа строительства коммунизма. Нам сказали, что через 20 лет мы будем «жить при коммунизме». Я уже подсчитал, сколько мне будет лет с наступлением «эры светлых годов».
        Серьезным и ответственным шагом было вступление в ряды ВЛКСМ. Очень полезным, считаю, штудирование Устава. То, что выучено наизусть, остается в памяти на всю жизнь. Всегда советую детям больше учить наизусть, в нужный момент память срабатывает, и ты  используешь свои знания. Прием в комсомол происходил в 1964 году. Работники райкома комсомола прибыли к нам на лыжах, так как даже признаков общественного транспорта еще не наблюдалось. Чтобы сохранить комсомольский билет, смастерил самодельную обложку. Вы чувствуете, что уже подрастает настоящий гражданин, готовый послужить своей Отчизне.
         А произошло в этом году тоже не рядовое событие, со своего поста был смещен Н.С.Хрущев, хотя нам объявили об его уходе на пенсию. В этом же году я поступил в Тальскую среднюю школу, которая славилась  высоким качеством образования. Здесь началась моя юность. Нас было 4 выпускных класса – такого количества молодежи я никогда не встречал.
         Окончание средней школы ассоциируется у меня с доставкой  на Луну особого знака нашей страны и проведение 23 съезда КПСС, в дни которого по местному радиоузлу мы слушали мелодию Интернационала из космоса. Это произошло в 1966 году. В этом же году я начал трудовую деятельность учителя.
          1968 год –  призван в ряды Военно-морского флота. В августе пишем заявления о том, чтобы нас направили добровольцами в Чехословакию, где произошла знаменитая «Пражская весна». Очень удивился в пединституте, что Фидель Кастро назвал этот акт Советского Союза агрессией. Прозрение наступало постепенно. Нельзя однозначно оценивать любые события, надо смотреть на них с разных точек зрения.
          1971 год – в СССР принимается очередная пятилетка на очередном 24 съезде. Вступаю в члены КПСС, демобилизуюсь из морфлота (г. Владивосток), прямо в военной форме поступаю заочно на исторический факультет КГПИ. Вот где произошло настоящее расширение кругозора, особенно в общении с преподавателями. Какие они были умницы и демократы! В этом же году у нас с женой Раисой Андреевной (она с Кубани, тоже учительница) рождается сын Андрей.
          1977 – окончание института, в руках диплом о высшем образовании. Госэкзамены   сдал на отлично, но нос никогда не задирал. Работал по принципу: делай дело, чем больше полезных дел, тем интереснее жизнь, а окружающие тебя оценят. Ну, а в стране принимается в этом году новая Конституция развитого социализма. Меня всегда мучает вопрос: почему в США одна Конституция с 1787 года, и они самые сильные и богатые? У нас с 1918 г. уже 5 Конституций, а мы от них отстаем? Может быть здесь скрыта еще не обнаруженная учеными прямо – или обратно пропорциональная зависимость?
           В 1978 году сделал свой первый школьный выпуск, их было 30 человек. Мы до сих пор встречаемся на вечерах встречи, нас очень манит эпоха 70-х годов. А в Москве в этом году прошел яркий Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 
           В 1980 году мне присвоено звание «Отличник народного просвещения». Государство признало некоторые результаты моего труда. В Москве состоялись Олимпийские игры. И к великому сожалению, умер мой кумир В.С.Высоцкий, о котором я собрал много материала для работы с детьми.
           В 1985 году выпускаю новый класс, деньги на выпускной вечер в размере 440 рублей заработали сами дети на лесопосадках. Этот год совпадает с началом в СССР Перестройки, со знаменитым Указом о борьбе с алкоголизмом. На волне хлынувшей демократии в 1989 г.  баллотировался в депутаты Красноярского краевого совета народных депутатов. В этом году завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В моей книге «О моих земляках и немного о себе» есть материал о воинах-афганцах, выпускниках нашей школы.
           1990 год –  меня избрали председателем исполкома Степановского сельсовета. Но власть меня совершенно не прельстила, и, проработав лето в сельсовете, я возвратился в родную школу. Как писала корреспондент «Ирбейской правды» Г.А. Ажгибесова «Любовь надвое не делится». А в этом году ГДР вошла в состав ФРГ, произошло объединение Германии.
           Третий свой выпуск сделал в 1992 году. Время было тяжелое. Догадливые родители еще осенью 1991 года закупили некоторую продукцию для выпускного вечера и хранили ее у себя дома. В стране в 1992 г. началась приватизация. Свою оценку этого явления по «большому секрету» рассказываю старшеклассникам.
           С 1995 года по 2009 возглавлял Степановскую среднюю школу. Мне с коллективом удалось сохранить лицо и традиции школы.  КГПУ под руководством Н.И.Дроздова  подарили нам компьютерный класс. Лучше стало со спортинвентарем.  Удалось создать небольшой музей «Малая Родина». Приезжайте в гости, с удовольствием проведу экскурсию.     В 1995 г. произошли выборы во вторую Государственную Думу. 2009 – принятие программы выхода из экономического кризиса. В этом году  увольняюсь с поста директора, остаюсь до сих пор учителем истории, обществознания, музыки, краеведения.
          2007 год – присвоено звание «Заслуженный педагог Красноярского края», без комментариев.
          С 1975 года  был пропагандистом в партийной организации и в педагогическом коллективе. Избирался депутатом сельского и районного Совета, руководил художественной самодеятельностью. В последние годы не участвую в политической жизни, не вступил ни в какую новую партию.
           Увлечения мои понятны любому сибиряку: пристрастился к рыбалке и охоте. Обожаю нашу великолепную природу. Играю на баяне и гармони. Люблю читать периодику, например, «Литературную газету» выписываю с 1967 года. Люблю произведения В.П.Астафьева, даже вел с ним переписку. Пишу статьи в «Ирбейскую правду» про образование и краеведение. Благодарен своим родным, друзьям, землякам – общение с ними дает мне силу для дальнейшей работы.

Виктор Яковлевич Оберман "Отличник просвещения" "Заслуженный педагог Красноярского края"
9 мая 2015г. Виктор Яковлевич с ветеранами

Еще несколько штрихов

Штрих 1. С 1974 года изучаю с краеведами военную и послевоенную судьбу участников войны из п. Степановка. Нами обнаружено около 80 человек. Также установили погибших и возвратившихся с фронта из 5 соседних деревень, которые уже распались. Эта увлекательная работа отражена в книге «Прими земной поклон». В 1979 г. установлен памятник «Вечная память погибшим». В 2005 г. в основание памятника засыпана священная земля с могил погибших.
Штрих 2. Мы изучаем историю Краслага на ирбейской земле, куда входили 10 лагерей. Рисуем их картосхемы с помощью старожилов. 30 октября проводим митинг в память о жертвах политических репрессий.
Штрих 3. Мы рисуем картосхемы бывших переселенческих деревень, располагавшихся в 5-10 км от Степановки, устанавливаем там аншлаги с указанием дат жизнедеятельности деревень. Предполагаем картосхемы выставить в Интернете.
Штрих 4. Я провел 40 походов с учащимися по окрестным поселениям и лагерям, где школьники могут руками потрогать свое историческое прошлое. Описание маршрутов и походных событий можно найти в указанной книге.
Штрих 5. Занимаюсь сбором оригинальных высказываний учащихся. Вот некоторые из них:

ТемаЮмористический пример
Первые пятилеткиДнепрогэс строили врукопашную (вручную)
Восточные славянеБревно барахлило землю (рыхлило)
Древний ЕгипетХрамом управлял жребец (жрец)
МеждуречьеМежду Тигром и Евфратом находилась Мясопотамия (Месопотамия)
Древняя ГрецияВ Египте правил фараон, а в Афинах – родительское собрание (народное)
Феодальные отношенияПоместье – это подземное владение (земельное)
Создание ядерного оружияВнутри атомного оружия находится «ядер»
Отечественная война 1812 г.Партизанские отряды возглавляли офицеры срочной службы
Гуситские войны

Ян Гус выучился на патриота

На Яне Жижке был бронежилет (по рисунку)
Древняя ХакасияОни стали разводить верблюдей
Монголо-татарское нашествие

Бревно-таран называлось взломщик

У них были крепкие войска и мускулатурные люди
Родовой стройПлеменем управлял совет директоров (Совет старейшин)
Древняя СпартаЦиновка – это такой маленький паласик
Реформы Петра 1Пётр 1 создал круглосуточную армию (регулярную)
РемеслоКузнецы – это металлисты
СпартаЕсли мальчик был непрочный, его выбрасывали в пропасть
1 русская революцияПоп Гапон повёл рабочих к Белому дому (к Зимнему дворцу)
ЯпонияУ японцев был двухпалаточный парламент (палатный)
Зависимые крестьянеФеодалы шефствовали над крестьянами
Экономическое развитие Западной Европы

У них проводилась морданизация (модернизация)

Развивались моредорожные пути
Древние земледельцыСначала земледелием занималась женщина, а потом – человек (мужчина)
КультураШаляпин был оперным певцом и пел для оперов
Международные отношенияВ англо-бурской войне англичане воевали с бурятами
Передняя АзияХаммурапи приказал выскобелить законы на камне

 

Штрих 6.   Написал статью в журнал «Преподавание истории в школе». Она называлась «Опорные конспекты на уроках истории», ПИШ № 3 1996 г.
Штрих 7. В 2004 году в рамках регионального компонента  разработал  авторскую программу «Из истории Приенисейского края с 17 по 21 вв.». Мне помог преподаватель КГПУ Б.Е. Андюсев. Каждый школьник ведёт исследование на тему «Вклад моего дедушки (бабушки) в развитие Красноярского края».  Программа рекомендована для изучения в школах Ирбейского района. В 2012 г. составлена программа элективного курса «Прекрасно однажды в России родиться».
Штрих 8. Выпускник Фёдоров Сергей по моей идее вырезал деревянное изваяние под именем «Степаныч» с тонким подтекстом: имя указывает на основателя д. Степановка Степана Ефремова. «Степаныч» является хранителем наших традиций, он «оберегает» школьное сообщество от воздействия тёмных иррациональных сил.
Штрих 9. С 2001 года функционирует созданный мной краеведческий музей, включающий экспозиции: «Эпоха переселений», «Живи, моя Степановка», «Кровавые те времена», «Степановцы в боях за Родину», «В лесу раздавался топор дровосека», «Страна эта в сердце всегда». В 2009 г. оформлена   новая настенная композиция, посвящённая России, Красноярскому краю, Ирбейскому району, Степановке под общим названием «Приятно однажды в России родиться». Включает карту региона, столицу, площадь, население, герб региона, указанную надпись по диагонали на триколлоре.
Штрих 10. С  2001 г. года участвуем с членами краеведческого кружка в ежегодном Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», проводимом обществом «Мемориал», в краевом конкурсе «Мое Красноярье». 

Темы исследований:
2001 – «Островок ГУЛАГа» – о степановском и белоусовском лагерях. «Один из семидесяти» – о судьбе ветерана Мандрусяк С.В.;
2002 – «Батрак. Стахановец. Трудармеец» – о жизненном пути спецпереселенца Леонгарда А.И. (моего дедушки);
2003 год – «Была в ней высокая сила» – о судьбе солдатской вдовы Винниковой Е.М.;
2004 – «Жизнь писал на чистовик» – о судьбе Обермана Я.К. (моего отца);
2005 – «Воспитатель молодого патриота» – о моей патриотической работе; «Война не по книжкам» – об итогах автоэкскурсии по памятникам Ирбейского района «Вахта памяти»;
2006 год – «И всё на свете…» о судьбе Ильенко К.Г., побывавшей в детстве в оккупации;
2007 год – «На всю оставшуюся жизнь» о судьбе Карнауха М.Ф., солдата, учителя, директора Степановской восьмилетней и средней школ;
2008 – «Тувинцы в Краслаге» – о судьбе профессора КГПУ Черкашина В.С., бывшего трудармейца;
2009 – «С войной покончили мы счеты?» – о послевоенной судьбе ветеранов;
2012 –  «Условия труда и быта заключенных Краслага» – по материалам Трубицина В.И. о своем репрессированном отце, умершем на Усть-Кужо;
2013 – «Синхронизация исторических событий» – о синхронных событиях в истории Степановки, Ирбейского района, Красноярского края; «Авторская песня в краеведении» – о содержании песни «Славный Ирбей» и «Поселок наш залесный»;  «Я спросил у памятника» – об истории памятника «Вечная память погибшим»;
2014 – «Продовольственная карточка» – о судьбе Доротеи Кох (моей прабабушки) и ее наследниках; «Знатный тракторист: за что давали ордена?» – о трактористе Ивкине И.Ф., «Жизнеописание фельдшера Перфиловой Л.А.», «Судьба главы сельсовета Шеховцова А.В.»;
2015 – «Наши поселенцы двинулись в поход» –  уточнение списков погибших. «Ленинградская битва и мои земляки» – история одной находки – медали «За оборону Ленинграда». «Как трудилась сибирячка» – о трудовом героизме подростков во время войны на примере судьбы Марущак М.Ф.
2016 – «Из истории развития образования в Степановке», «Становление педагога и личности» – о факторах выбора профессии учителя на моем примере.

    В 1994 году побывал на ярких курсах повышения квалификации по истории Красноярского края. Они подтолкнули меня к написанию истории своего поселка, затем истории Ирбейского района и других книг. Вышли из печати:

  • «О моих земляках и немного о себе». Красноярск, «Офсет», 2000. – 144 с.;
  • «Из святого колодца памяти». Зеленогорск, 2001. – 340 с.;
  • «Мы сурового времени дети». Канск, «Канская типография», 2003. – 232 с. (по воспоминаниям комсомольского и советского работника И.А.Долгачева);
  • «На всю оставшуюся жизнь». Красноярск, «Офсет», 2006. – 160 с. (по воспоминаниям М.Ф.Карнаух);
  • «Прими земной поклон». Красноярск, «Офсет», 2009. – 440 с.

Данные книги закономерно являются источниками изучения истории п. Степановка и Ирбейского района. Таков мой вклад в историю своего региона.

Оберман Раиса Андреевна, учитель русского языка

     С 1966 по 2009 гг. вместе со мной трудилась Оберман Раиса Андреевна, моя жена. Родилась в Краснодарском крае Апшеронском районе станица Нефтяная. Окончила Усть-Лабинское педагогическое училище, и по распределению приехала в Красноярский край. В Степановской средней общеобразовательной школе проработала 43 года. В 2012 году   ее посетила ученица 11 класса Митюшина Елена и взяла интервью, содержание которого дает представление о жизненном пути Раисы Андреевны.

Для всех в вашем сердце хватало тепла…

    Все учителя по-своему интересны. Но  наиболее яркое впечатление на меня произвела  учитель русского языка и литературы Оберман Раиса Андреевна.  Накануне  Дня учителя, я решила навестить своего любимого «наставника» и  попробовать   «оживить» страницы ее жизни.

   – В наше время быть учителем – не очень престижно.  Была ли востребована эта профессия в годы вашей молодости? Может быть, в то время молодёжь толпами шла в учителя? Что и кто повлиял на ваш выбор?

   –     В годы моей молодости очень многие, особенно девочки, мечтали стать учителями, нам казалось, что учитель это волшебник, он не такой как все остальные, он может все. У меня две сестры были учителями. Старшая вела уроки математики. Решу неправильно на уроке, мой лоб встречался с линейкой в её руках:  «Тебе нельзя ошибаться. Думай!» Обидно. И я старалась. Очень запала в мою душу учительница начальных классов Тамара Архиповна. Для меня она была самая красивая, самая добрая, самая умная. Решила, буду как она.    И когда после окончания Усть – Лабинского педучилища, самого сильного в Краснодарском крае по подготовке учителей, я выбрала для работы Сибирь, пошла к ней. Беседовали долго. А запомнила вот что: «Раечка, люби детей, они все талантливы. Задача: найти в чём. Никогда не жалуйся администрации на учеников и дисциплину. Добивайся всего сама. И пусть на твоих уроках им всегда будет интересно. И все будут заняты работой». Я старалась все годы этому следовать.

   – Вы уже  много лет в Сибири. Красноярский край стал для вас родным. Изменилось всего немного, был Краснодарский, стал Красноярский. Произошла замена нескольких букв. Много ли это значит? Каковы впечатления от первой встречи с нашей землёй, сибиряками?

   – 1966 год. Позади педучилище. Заочно сразу же поступила в Кубанский педагогический университет. А впереди встреча с Сибирью, комарами, которые  «коров съедают», и медведями, которые по улице ходят. Так о Сибири говорили на Кубани. В поезде целый вагон молодых учителей. Весело. И вот Красноярск. Ирбей. А до Степановки «только самолётом  можно долететь».    В полёте 20 минут, кругом тайга, страшновато. А идти пешком до посёлка 3 км. Идём, за нами тучи комаров. Лица наши распухли от укусов. Я в слёзы. «Мама, почему я тебя не послушала? Не осталась на Кубани?» Но поезд ушёл, самолёт улетел.  И вот река, а моста –  то нет. Мы в недоумении. Переплавляемся на лодке.   Встреча с директором Карнаух М.Ф. (с ним мы до сих пор общаемся, навещаем его в п. Саянском), школой, учениками. Мне 19 лет, а ученикам 12-15, работать начала в 6-8 классах. Коллектив учителей хороший. Дружный. Приняли нас как дочерей. Надо дров – пожалуйста, нужна тёплая одежда – начальник лесопункта Стрижнёв В.В. выделит. Кончились деньги, продукты – у  нашей двери учителя и родители с сумками. Тут и картофель, и сало, и капуста… Зайдёшь в магазин, очередь: «А вы берите, мы подождём. Вам ведь тетради проверять, планы писать». Вот такими  мы встретили сибиряков. Сильными духом, надёжными, душевными, радушными. Огромное им спасибо.

   – Отличались ли те дети от нас? Баловались ли на уроках? Проверяли ли вас на «прочность», «пригодность»? Были казусы в работе? Если да, то, как вы из этих ситуаций выходили? Метали гром и молнии или поступали адекватно сложившейся ситуации?

 – Проверяли на всё. И дробь по наклонной парте катали, по одной. И смотрели, как буду реагировать. Один катает, а все смотрят на меня. А взгляды у всех разные! Вопросы провокационные задавали, прятали ручки, когда надо писать на уроке сочинение. Старалась я,  очень старалась не выйти из себя.  Пробовала находить выход. Да и папа советовал  не давать детям  корма для «победы» в таких ситуациях. У тебя должен быть стержень, тебя должны уважать, но как этого добиться –  только твоя наука. Никто не поможет. И я создавала свою «науку» общения с ребятами. Нашла ли, могут сказать только те, кто у меня учился. А дети всегда дети, во все годы. Все неодинаковые, разные, неповторимые, интересные и всегда чего – то ждущие и откликающиеся на доброту.

– Мы очень уважаем и Виктора Яковлевича, вашего мужа. Для нас вы и он неотделимы. Мы все привыкли видеть вас только вместе.     Вечно вы в поисках, вечно в заботе. Можете ли вы рассказать о том, как вы встретились и что для вас и для школы это значит?

   – Мы встретились в Ирбее в аэропорту, когда летели в Степановку первый раз. Мы встретились глазами. В его взгляде была такая глубина, теплота, надёжность. Вместе работали в школе, участвовали в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, в общественной жизни. Он ведь играет на баяне. Сколько с ним перепето песен! И вот в этом году у нас прекраснейший юбилей. Нам 45! Всё у нас сложилось. У нас общие интересы, без слов понимаем друг друга, педсоветы и совещания продолжались дома. И мы не уставали. Школа, ученики – наша жизнь. Мы старались работать так, чтобы в душах степановских детей и жителей оставить добрый след. Вместе мы отработали 43 года. «Так случилось, что сошлись пути. Так сложилось – рядом нам идти» – это слова из песни про нас. Слова написала внучка Карина, музыку – Виктор Яковлевич.

– Раиса Андреевна, Ваша жизнь вся без остатка отдана школе. Ваша жизнь пропитана сюжетами школьных будней и праздников. Хочется ли вернуть время назад? Не забывают ли вас бывшие ученики? Согревают ли своим теплом, добрым словом, присылают ли весточку?

   – Вернуть время назад не получится.  Оно продолжается в наших детях. Ведь моя дочь Наталья и есть моё, а, вернее, наше продолжение. И мы верим в неё. Не подведёт. Она человек, который тоже сеет добро. Лена, ты видишь  красивейший цветок на столике? Его подарили мне мои выпускники 1979 года на юбилей.  Мне 65. Это антуриум. А цветы – то у него ярко – красные. Трепещут, словно детские сердечки. Шлют приветы. А на праздники я получаю  много поздравлений и по телефону и по интернету. И каждое лето к нам приезжают ученики. И отдыхаем мы с ними и на реке, и на озёрах, и на пасеке. Нет, не забывают меня. Точнее сказать нас с Виктором Яковлевичем.

–     Раиса Андреевна, спасибо вам за всё. Приятного вам отдыха! Любим! Помним!

Раиса Андреевна Оберман Награждена знаком "Победитель социалистического соревнования"
Виктор Яковлевич и Раиса Андреевна Оберман
Закрыть меню