Между двух берегов
Живопись и графика Марины Евгеньевны Тонкаль

М.Е. Тонкаль родилась в 1964 г. в д. Любашево Ганцевичского района Брянской области Белоруссии. С раннего детства родители приобщали ее к миру прекрасного. Отец Евгений Александрович – в прошлом военный летчик,  и ныне мастер на все руки. Мама Алла Карловна – замечательный флористический дизайнер. Школьные и юношеские годы будущей художницы прошли в г. Енисейске, куда семья переехала в связи с переводом отца на новое место службы. Здесь она определилась с выбором будущей профессии.

Училась на художественно-графическом отделении Енисейского педагогического училища, потом в живописных мастерских витебского промышленного училища. Окончила факультет народной художественной культуры Новосибирского государственного педагогического университета.

С 1999 г. и по настоящее время Марина Евгеньевна руководит студией изобразительного искусства  «Древо познания красоты» в Центре творческого развития и гуманитарного образования г. Красноярска. С 2000 г. ведет занятия по рисованию и истории изобразительных искусств в гимназии № 12 музыки и театра. Имеет педагогический стаж свыше 25 лет, является почетным работником образования РФ, победителем краевого конкурса лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в номинации  «Педагог дополнительного образования».

Педагогика и искусство – две творческие сферы жизни, в равной мере захватившие её душу и сердце. «Это во мне всегда борется, всегда соперничает, – говорит о себе художница. – Как не могу без кисти и холста, так не могу без детских глаз, без этой радости удачного рисунка, на которую способны только дети. Я многому учусь у них и считаю, что нужно уметь радоваться по-детски, безоглядно».

В изостудии Марины Евгеньевны занимаются малыши с трехлетнего возраста. Она верит в исключительную одаренность своих учеников, выстраивает особый подход к каждому ребенку, терпеливо и методично развивает в детях художественные способности. Ее воспитанники ежегодно становятся лауреатами выездных пленэров-конкурсов международного фестиваля «Русская весна в Европе» (Греция, Бельгия, Португалия, Франция, Германия, Израиль, Венгрия), а так же «VIII фестиваля русской культуры на Мальте» (Буджибба, Валетта), фестиваля «Музыкальная радуга» (Дагомыс, Сочи, Адлер) и фестиваля в Узбекистане (Ташкент, Самарканд).

Художница много занимается общественной деятельностью. Принимает активное участие в проектах Красноярской национально-культурной автономии «Беларусь». Она  явилась инициатором и  организатором художественного проекта красноярских художников «К Свету», охватившего разные площадки городов Белоруссии. Многие годы была креативным директором независимого творческого объединения «Ультрамарин», проводила открытый конкурс детского и юношеского творчества «Вива, Италия» в рамках венецианского карнавала Фердинандо Бустелли. Является членом международного клуба ЮНЕСКО Греции.

Художница имеет многочисленные международные дипломы и благодарственные письма, медаль ЮНЕСКО Пирея и островов (Греция) и серебряный нагрудный знак демархии Св. Димитрия г. Афины, диплом и сертификат за участие в Днях Российского искусства в Греции в 2005 и 2009 гг., грамоту Посла Доброй Воли государства Израиль и др.

Виртуальную выставку художницы составили четыре раздела: Любовь моя – Полесье, К Свету, Попутный ветер и Талисман. Автор отдает предпочтение живописи маслом и акрилом, широко применяет смешанные техники с использованием пасты, фольги, потали, соуса. Иногда ее эмоциональное живописное повествование простирается за пределы холста на поверхность деревянной рамы, тем самым символизируя безграничность и бесконечность изображаемой темы. Отдельные работы сопровождаются авторскими стихами и графическими рисунками.

Богато и разнообразно колористическое решение картин. Автор умело сочетает материальное и духовное, телесное и чувственное, зачастую использует для их выразительной передачи чистые и насыщенные краски, погружая зрителя в мир самобытного творчества, сильных переживаний и оригинального видения окружающего мира. В ее работах прочитывается личностное отношение к изображаемому сюжету, сопровождаемое самыми разнообразными эмоциями. Главное в картинах передается через цвет, ритм, хорошо проработанную фактуру, вспышки, сгущения и игру света.

Язык искусства художницы отличается изысканной декоративностью и тщательной проработкой форм и деталей. В изображениях проявляются черты символизма, условности и многозначности образов, игра метафор и ассоциаций. Сама художница – яркая солнечная женщина, поцелованная дневным светилом в самую макушку роскошных огненных волос и щедро одаренная неординарным талантом. Ее образ мастерски передан в акварельных автопортретах.

Река жизни Марины Евгеньевны имеет два берега, которые символически соединяет радуга или воздушный навесной мост. Они протянулись между двумя православными храмами. Один храм стоит на белорусской земле, другой – на греческой, откуда в Древнюю Русь изначально и пришла христианская вера. Этот сюжет сквозной нитью проходит через многие картины.

В первый раздел выставки вошли произведения, рассказывающие об удивительной  красоте природы белорусского Полесья, традиционном быте и культуре живущих здесь людей. Чудесные лирические образы малой родины бесконечно любимы и дороги тонкой чувствительной душе художницы. Белокрылые аисты на крышах изб, домотканые рушники с народными вышивками, старинные серпы, крынки, чугунки, кувшины, корзины, колеса и оси от телег она ласково называет «Забытым счастьем». Живописные полотна наполнены воспоминаниями о беспечных и беззаботных детских годах, проведенных среди сказочных дубрав, голубых льняных полей и яблочных садов. Сцены жатвы снопов и сбора урожая фруктов пронизаны теплыми ласковыми солнечными лучами. Во дворе под старой вишней собралась вся семья художницы.

Ее картины несут отпечаток важнейших моментов духовных откровений, познанных в разные годы. Одна из картин выставки имеет название «Яблочный Спас». Художница хорошо знакома с календарем  православных славян. Среди важных праздников урожая выделялся Яблочный Спас. Праздник напоминал о том, что близится наступление осени и людям стоит серьезно подумать о духовном преображении.

Картина «Полесская флора» – портрет сестры художницы, она написана с изумительным сердечным теплом. Светоносная героиня стоит полуобнаженной в окружении разнообразных цветов и плодов. Она держит в правой руке яблочко, как бы предлагая зрителям вкусить его медовый аромат и поселить в чреве солнечное дитя. Энергетика картины настолько велика и целительная, что слегка прикоснувшись к изображению, европейские женщины-зрители вскоре обретали долгожданное материнство.

Во втором разделе выставки представлены картины, связанные с духовными исканиями и переживаниями художницы. Она пишет лики ангелов и Святой Ефросиньи Полоцкой. В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения. Они помогают не погубить душу в пылу страхов, страстей, искушений и соблазнов. Ангелы присутствуют повсюду. Они охраняют мир живой природы – яблоки, мандарины, гранаты, цветы, сон и мечты героини картин, взаимоотношения влюбленной пары.

Особенно тщательно с множеством символических деталей написаны два ангела – Полесский и Благовестник. Это покровители белорусского государства, призванные вразумлять людей и хранить на земле миропорядок. Полесский ангел в длинной белой рубахе с вышивками и распростертыми журавлиными крыльями спустился по рушнику как по лестнице с неба прямо на зелено-голубой ковер льняного поля. В его руках наливное яблочко и пучок свежей сорванной травы. Взгляд и мысли обращены к земле-кормилице.

Ангел-Благовестник стоит на фоне яркого дневного светила и предрекает белорусской земле мир и процветание. Он одет в традиционную национальную одежду и держит в руке белого голубя. На плечи накинут богато вытканный и вышитый народными орнаментами рушник. Крылья за спиной изукрашены солярными символами. Весь он наполнен могучей светоносной энергией солнца – главного подателя благополучия и жизни на земле.

Ефросинья Полоцкая – первая восточнославянская святая, почитаемая повсеместно православной, католической и униатской церквями. Она внесла большой вклад в просвещение и становление христианской культуры Древней Руси, считается главной хранительницей и заступницей Белоруссии. Ее имя в переводе с греческого означает «радость», прежде всего духовная. Важнейшими символами, сопровождающими изображения святой, являются шестиконечный крест-мощевик, построенная ею на собственные средства Спасо-Преображенская церковь и белые княжеские (царские) лилии – символ абсолютной чистоты и непорочности души, духа  и тела.

В 1161 г. игуменья женского монастыря Ефросинья поручила знаменитому мастеру Лазарю Богше изготовить особый крест. Тот украсил его драгоценными камнями и двадцатью эмалевыми миниатюрами святых, в крошечных ковчежцах в кресте  хранились кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Со временем крест стал белорусской национальной святыней. К сожалению, бесследно исчез в начале Великой Отечественной войны.

На картинах Марины Евгеньевны Ефросинья изображена в спокойной и умиротворенной, несколько отрешенной позе на фоне златоглавых храмов, залитая теплым сиянием солнечного света. Или летящей подобно птице над полями и селениями Полесья в окружении аистов, бережно держа в руках птичье гнездо с домами и подворьями. Точь-в-точь как в вещем сне художницы.

Завершается раздел городскими пейзажами Енисейска со старинными соборами. Некогда город был центром Приенисейского края. В храмовых постройках улавливает таинственный свет его былого духовного величия. Пребывание в Енисейске стало особой важной вехой в жизни художницы. В этом городе прошло становление ее личности и формирование системы жизненных принципов. Здесь в ее сердце и сознание глубоко вошло православное миропонимание. По совету своего енисейского духовника Марина Евгеньевна ездила в п. Курагино, чтобы изучить особую манеру и тонкости работы иконописи. Надеется, что в будущем эти знания ей пригодятся.

Третий раздел выставки посвящен многочисленным путешествиям художницы по зарубежным странам и Сибири. В начале экспозиции представлены картины с греческими сюжетами. На них удивительным образом соседствуют античные и православные храмы и святыни. После раскола христианства в 1054 г. греческая земля сохранила приверженность Православию. Здесь повсюду высятся храмы, посещение которых оставило незабываемые теплые чувства в душе Марины Евгеньевны. С этого момента в ее картинах появилась сюжетная линия моста, соединяющего две стороны православного мира – Беларусь и Грецию.

Сильное влияние на сознание художницы оказало знакомство с древней Крито-Микенской цивилизацией. Чувство дежавю вызвали фрески Кносского дворца острова Крит, построенного легендарным Дедалом для сына Зевса царя Миноса. Культ быка лежал в основе всего уклада жизни того времени. С ним были связаны древние мифы и легенды, мистерии посвящения юношей, ритуальные игры с тавром-быком. Вдохновленная древним искусством Марина Евгеньевна пишет прекрасных придворных дам с пышными прическами, любовные сцены героев, одухотворенных нахлынувшими чувствами.
Очаровательные лица мужчин и женщин, красивые прически, обнаженные тела, эротизированные украшения как в волшебном калейдоскопе превращаются в неповторимую сказочную декорацию.

Композиции наполнены таинственным сумеречным светом или струящейся водной стихией, увлекающей влюбленных в водоворот чувств. На одной из картин чудесная пара бережно держит в руках храм-свечу в окружении легкого воздушного светоносного пространства.

В Греции яркую и колоритную сибирскую художницу нередко сравнивали с богиней Афродитой, рожденной в пене морской из капелек крови оскопленного титана Кроноса. Ее Марина Евгеньевна тоже написала, представив во всей обнаженной красе. Несколько афинских натюрмортов и пейзажей морского побережья в разное время суток передают множественные ассоциации автора.

 

Художницу давно настойчиво и упорно привлекает таинственный и загадочный Восток. С большим упоением  она изучала искусство и традиционную культуру Японии. Итогом стала серия графических листов, выполненных акварелью и коллекция кукол в кимоно. Женские образы в традиционных одеждах излучают глубокий внутренний свет, написаны чувственно и задушевно на фоне ориентального пейзажа. Марина Евгеньевна побывала в Таиланде и на Бали, где брала уроки в мастерской батика. Очарование Китаем выразилось в создании картин «Шань-шуй-горы-воды» и «Шань-шуй-единство противоположностей».

Африканская тема представлена монотипиями «Сидящая у зеркала» и несколькими картинами. Стройные тела коренных жителей южного континента переданы в экспрессивной манере, свойственной скульптуре африканских народов. Тонкие графические линии четко очерчивают силуэты и усиливают эмоциональный накал. Для наибольшей убедительности и выразительности автор использует контрастные цвета, противопоставление света и тьмы. Африка – родина кофе, отсюда в северные земли пришла традиция гадания на кофейной гуще. Кофе усиливает прилив чувственных желаний и манит в порыве страсти на исходе дня с головой окунуться в бездонное море любви.

Удивительны морские пейзажи дальних стран, Черноморского побережья России. С восхищением и любовью написаны красочные обитатели морских глубин – хамелеоны, петушки, коралловые рыбки. Художницу пленяет состояние моря и окружающей его природы в полуденный час и на закате, накануне шторма и во время штиля. Цвет воды меняется от ярко оранжевого и желтого до бирюзового и сине-черного. 

Совершенно по-другому выглядят пейзажи Хакасии, Тувы, Бурятии, выполненные в более сдержанной гамме. Взгляд художницы выделяет среди окружающей местности и рука запечатлевает на холсте святые горы Восточного Саяна, курганы скифской цивилизации Минусинской котловины, ламаистскую ступу Бурятского дацана, каменистый берег озера Байкал.

 


Церемония награждения участников фестиваля в Валетте, Мальта

Последний раздел выставки объединяет разнообразные талисманы, присутствующие в жизни Марины Евгеньевны. Они проявляются в любимых предметах и христианских символах, близких сердцу звуках  воспоминаниях о радостных моментах, порывах вдохновения и мгновениях глубокого душевного покоя.

Гермесу Трисмегисту приписывают слова: «Талисман – венец совершенства во Вселенной. Солнце – его отец, Луна – его мать, Земля –  кормилица, Ветер – хранитель. Обладая талисманом, человек обретает славу всего мира, цельную и могучую силу высших и низших планов мироздания, Микрокосма и Макрокосма». Вера в волшебную силу талисманов была самой первой в истории религиозных представлений наших предков и сохранилась до наших дней. Сакральная орнаментальная символика пронизывала некогда все стороны жизни наших предков, неизменно присутствовала в оформлении фасада и интерьера жилища, в украшении узорами одежды и предметов быта.

Первая проблема, которую решают люди с помощью талисманов – любовь, за ней идут деньги как символ достатка, далее дети, здоровье, семья. Основная функция талисмана защитная, оберегающая от неблагоприятного влияния внешней среды, злых сил, болезней, неприятностей и несчастий. Другой не менее важной функцией является привлечение удачи в работу и личную жизнь, обретение счастья и благополучия.

Среди главных талисманов своей судьбы художница называет три христианских добродетели – веру, надежду и любовь. Талисманами являются фарфоровый слоник (образ Иисуса Христа) на столе и обитель Бога красноярский Троицкий собор в радужном мерцании ажурных узоров морозного солнечного дня. Талисманы – чудесные лики ангелов как олицетворение праведной чистоты, несущие важные послания из мира безграничного света и добра.

Другими ипостасями талисманов стали символы родного Полесья –белорусские вышитые рушники, пара аистов, свившие гнездо на крыше. Всем сердцем художница любит гранаты – символ горячей любви и чувственной радости, лимоны – олицетворение партнерской верности и надежности, виноградную лозу – древо мира и достатка и яблоки – плоды древа познания, связанные с молодостью, здоровьем и благополучием. На ее картинах изображено много цветов – тюльпаны, мальвы, пионы, герберы, подсолнухи, одуванчики.

Несколько работ посвящены кошкам – обычным голубым и трехцветным, приносящим в дом счастье и космической кошке, воплощающей модель земного устройства мира с солнцем, облаками, рекой, полями, лугами, деревьями, домами, людьми, отмечающими праздник летнего солнцестояния. Во Вселенной она не одинока, там ей легко и комфортно. Животное сладко дремлет свернувшись в калачик в окружении разноцветного сияния других звездных систем. Задорный праздничный масленичный сюжет присутствует и в картине «Весна».


Церемония награждения участников фестиваля  в Академии искусств Парижа, Франция

Работы Марины Евгеньевны хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом (Красноярск, Москва, Греция, Германия, Польша, Япония), их репродукции нередко публикуются в российских и международных изданиях. Она – член Союза художников-педагогов РФ. Постоянный участник городских, краевых, региональных, всероссийских и международных мастер-классов, биеннале, выставок и творческих проектов (Москва, Минск, Ганцевичи, Брест, Абакан, Красноярск, Дивногорск, Енисейск, Зеленогорск, Афины, Месолонги, Патра,  Брюссель, Берлин, Авейру, Париж, Буждибба, Валетта). Лауреат международного конкурса Балтийской арт-галереи в номинации «Особое признание».

В 1996 г. в Дивногорске состоялась первая персональная выставка Марины Евгеньевны «Путешествие на Восток», позже в Красноярске прошли выставки «Полесье – моя любовь», «А может это любовь…», «Вера. Надежда. Любовь», «Весенняя рапсодия или яблоки для Евы», в Ганцевичском краеведческом музее Брестской области – выставка «К Свету». Зрители помнят ее теплые солнечные работы, украсившие экспозиции концептуальных выставок красноярских художников «Древо познания», «Летнее настроение», «Предчувствие чуда», «Оазис», «Небо», «Отражение», «Сезоны: Весна 2007», «Веснушки», «Чудесное перо Жар-птицы», «Сибирская Православная Палитра», «Формула творчества» и многих других.  

В 2014 г. картина художницы «Рябиновый день» стала победителем фестиваля мастеров декоративно-прикладного искусства и художников-любителей среди работников образования и ветеранов педагогического труда Красноярского края «Русь мастеровая» в номинации «Вернисаж».


Диплом лауреата фестиваля «Русь мастеровая 2014»

Любовь моя - Полесье

К Свету

Попутный ветер

colspan="2"

Талисман

 

Закрыть меню